Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

летчик морской авиации Леонид Белоусов


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 661
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 03 марта 2014 - 10:47

 

Изображение

3 марта 1909 года в Одессеродился Леонид Белоусов - лётчик морской авиации, Герой Советского Союза, повторивший подвиг Алексея Маресьева, возвратившись в боевой строй без обеих ног.

Сложно найти на территории бывшего Советского Союза человека, который не знал бы имени Алексея Маресьева. Однако он был далеко не исключительным явлением. Это доказал наш земляк Леонид Белоусов.

В 1915 году отец Лёни - одесский рабочий с «Январки» (до 1922 года - Главные одесские железнодорожные мастерские) - погиб в Карпатах, защищая Галицию от австрийцев. На попечении матери осталось четверо - Леня, его брат, сестра и старенькая бабушка. Мать зарабатывала очень мало - она была мойщицей бутылок на винном заводе. Как самый старший, Лёня попробовал помогать матери, ловил рыбу. Потом махнул рукой на это занятие и перешёл на «вольные хлеба» - проще говоря, беспризорничал. В общем, стал на дорогу, которая рано или поздно приводит в тюрьму. Однако судьба и добрые люди помогли ему выйти на правильный путь.

С детства Леонид Белоусов мечтал о военной карьере, стал воспитанником 151-го стрелкового полка 51-й Перекопской дивизии, мысленно уже видя себя красным командиром. А его зачислили в музыкантскую команду. Музыкант из него не получился, и, прослужив два года, в 1925 году Леонид демобилизовался. Потом не раз жалел об этом. Всё, что он имел теперь, - это 10 рублей пособия по безработице. Полгода он отмечался на бирже труда, пока, наконец, не получил направление в паровозный цех Одесского завода имени Январского восстания. Здесь Белоусов стал слесарем, затем сварщиком, окончил школу ФЗУ. Здесь в 1926 году вступил в комсомол, а в 1929 - в партию.

Завод был шефом пехотного училища, и при встречах с курсантами у Леонида - вновь пробудилась мечта стать командиром. В 1933 году он уже заканчивал Одесское военное училище. Заканчивал пехотное, а мечтал о лётном. Сбылась и эта мечта - его направили в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, закончив которую в 1935 году, он получил назначение в одну из авиационных частей. Так бывший беспризорник стал лётчиком.

Шел предвоенный тридцать восьмой год. В один из дней февраля года на перехват иностранного самолета, вторгшегося в наше воздушное пространство, подняли истребитель летчика-балтийца старшего лейтенанта Белоусова. Погода стояла отвратительная: низкая облачность, метель. Пробив облака, Белоусов перехватил нарушителя и «завернул» его обратно, после чего трижды пытался совершить посадку на своем аэродроме. Но усилившаяся метель окончательно стерла линию горизонта. Леонид Белоусов не захотел покидать самолет с парашютом и еще раз начал строить заход на посадку. Эта попытка стала роковой: истребитель врезался в землю и загорелся.

Товарищи вытащили пилота из полыхавших обломков. Потом начались госпитальные месяцы, пронизанные адскими болями в обгоревшем теле. Хотя самым страшным для летчика Белоусова была не боль, а перспектива остаться слепым и лишиться неба навсегда.

Однажды он не выдержал и сорвал повязку с глаз. Больничную палату сотряс крик. Прикованный к постели обезображенный человек кричал от радости... Он видел, а значит, мог когда-то вернуться в авиацию! Леонид Белоусов улыбался, когда врачи повязками погрузили его в темноту обратно.

Ленинградские хирурги практически заново сделали лицо морскому летчику. Стиснув зубы, пилот перенес 32 (!) пластические операции: пересаживая кожу с других участков, врачи постепенно вылепили ему новые веки, нос, губы.

Леонид Георгиевич Белоусов не долечился до конца. Началась Финская война, и он сбежал на фронт. В студеной Карелии он водил свою маленькую «Чайку» на разведку и штурмовку. Стояли лютые морозы, перед полётом ему приходилось смазывать лицо гусиным жиром, укрывать марлевые повязки на лице защитной маской. Искусственно пересаженная нежная кожа лица нещадно мёрзла. Но лётчик летал наравне с другими. За участие в той войне Родина наградила летчика Белоусова орденом Боевого Красного Знамени. Но вскоре пришлось снова отправиться на лечение. Опять начались операции и боль.

Великую Отечественную капитан Белоусов встретил плечом к плечу с однополчанами на отрезанной от «большой земли» базе Балтфлота Ханко. Защитники полуострова Ханко навсегда вписали свои имена в героические страницы советской военной истории. Храбро дрался и Леонид Белоусов. Его наградили вторым орденом Красного Знамени. Но судьба уже приготовила ему гораздо более тяжелые испытания.

Летом-осенью 1941 года у этого мужественного человека опять открылись старые раны, начала беспокоить нога. Опасаясь отстранения от полетов, Белоусов не обращался к врачам, но с ногой становилось все хуже. Как-то после очередного вылета техникам пришлось вытаскивать его из кабины. Тут уж врач был неумолим. Белоусов улетел в Кронштадт на истребителе, требующем капремонта.

В тот момент немцы уже сжали кольцо вокруг Ленинграда и начали душить голодом его защитников и жителей. Белоусову каким-то образом удалось уговорить врачей не отправлять его в тыл. Он продолжил летать, прикрывая с воздуха Дорогу жизни, много раз отражал налёты авиации противника, штурмовал его передний край, вёл разведку, уничтожал мотоколонны на дорогах. В декабре 1941 года при выполнении очередного задания он был тяжело ранен. Белоусова опять вытащили из самолета на руках. В санчасти осматривавший его врач побледнел. На правой ноге пилота были все признаки спонтанной гангрены... «Ли-2» увез летчика в глубокий тыл. На прощание он твердо сказал боевым товарищам: «Я вернусь!».

В алма-атинском госпитале капитан попал в руки одного из самых известных советских хирургов - профессора Сызганова. Врачи и их пациент сделали все возможное, чтобы сохранить ногу, но гангрена поднималась все выше. Наступил момент, когда оттягивать ампутацию было уже невозможно. Белоусов смерти не боялся, но возможность летать и бить врага была для него дороже всего на свете. В отличие от Алексея Маресьева, соглашаясь на операцию, капитан Белоусов был уверен, что даже безногим вернется в небо. Правую ногу отняли выше средней части бедра. Все время, пока он лежал, а потом заново учился ходить, Леонид Белоусов мысленно прорабатывал возможности полета с протезом. Это поддерживало его и помогало не сломаться. Через месяц к нему приехала семья. Жена и дочь застали отнюдь не калеку. Перед ними был полный моральных сил и надежд человек.

Но когда Леонид Георгиевич уже привык к протезу, похожая ситуация началась и с левой ногой: сначала почувствовалась боль, потом исчез пульс, и, наконец, появилась характерная язва. На этот раз Белоусов сам сказал врачу: «Режьте, пока не поздно».

И этот последний, самый тяжелый удар судьбы вынес русский летчик. Когда в его фантастическую идею полетов без обеих ног уже не верил никто, он только ушел в себя, собрал воедино все, что знал об авиации, и оттачивал в голове свою единственную Систему. Он научился ходить сначала на костылях, а потом с одной палочкой. Врачи сделали ему лучшие на то время протезы. Настало время испытать Систему на практике.

Хотя Леонид Белоусов пролежал на больничной койке полтора года, флот не забыл своего пилота-истребителя: в госпитале летчик получил звание майора, его помнили старые боевые товарищи. В 1944 году майор Белоусов приехал в 4-й гвардейский истребительный авиаполк Балтийского флота. Командир полка после долгих уговоров направил безногого летчика, желавшего вернуться в строй, во флотский учебный авиаполк. Летные навыки возвращались к майору Белоусову с огромным трудом. Ноги для истребителя важны, как ни для какого другого пилота. Помимо взлета и посадки он активно работает педалями на многих фигурах пилотажа, при прицеливании и т.д. У Белоусова не было обеих ног, причем одной - выше колена, поэтому педалей он не чувствовал совершенно. В управлении самолетом он полагался только на левый протез и ограниченную помощь тела, накрепко фиксированного в сиденье. Только огромный опыт, врожденное чутье летчика и тренировки до изнеможения теоретически могли помочь совладать с современным истребителем. На практике до Леонида Белоусова таких экспериментов не проводил никто.

Кропотливые тренировки до седьмого пота принесли свои плоды. Безногий летчик, практически полностью утративший навыки, снова успешно выполнял в небе все эволюции, которые требовались в воздушном бою. В это трудно поверить, но Леонид Георгиевич Белоусов стал заместителем командира полка... по летной подготовке!

Под негласным братским присмотром однополчан Леонид Белоусов совершил еще около 40 боевых вылетов, сбил 2 немецких истребителя FW-190. Правда, он сразу почувствовал, что его стараются выпускать в воздух пореже и задания подбирают полегче. Белоусов понимал, что товарищи поступают так из самым лучших побуждений. Но он строго - настрого запретил делать ему поблажки. Надо лететь на разведку - он готов. Сопровождать штурмовиков - в любое время. Никто из лётчиков не мог сказать, что он им в тягость. Когда приходилось вести воздушный бой с вражескими истребителями, лётчики видели, что сражался он наравне со всеми.

Майор Белоусов не смог долетать до Победы. В конце зимы 1945 года от тяжелейших нагрузок у него начали воспаляться культи ног. Он, как всегда, молча терпел боль, никому ничего не говоря. Но сначала об этом узнал врач полка, а потом и командир. Командир полка поступил мудро и жестко: он убедил Белоусова, что наступил предел. Этот стальной человек обязан был встретить Победу живым. И жить еще долго, чтобы служить путеводной звездой будущим поколениям.

Леонид Белоусов уехал на лечение. После окончания войны по состоянию здоровья он уволился в запас и вернулся на родину - в Одессу. Затем фронтовика опять потянуло к Балтике, в Ленинград. Несмотря на ранения и болезни, стал начальником аэроклуба - небо, о котором мечтал еще мальчишкой, долго не отпускало. Затем возглавил таксопарк. Объездил всю страну - от Калининграда до Камчатки, более тридцати лет выступая с лекциями в качестве одного из самых активных сотрудников общества «Знание». Кстати, эти тридцать лет самоотверженной работы в его трудовой стаж не вошли - инвалида 1-й группы нельзя было зачислить в штат. И почти каждое лето он приезжал в гости к родственникам, останавливаясь в доме на Педагогической - тихой большефонтанской улице.

В 1957 году за мужество и героизм, проявленные в ходе Великой Отечественной войны, он был удостоен звания Героя Советского Союза. Гвардии майор Белоусов совершил более трехсот боевых вылетов, лично сбил четыре вражеских самолета и несколько в группе. Награжден орденом Ленина и Золотой Звездой Героя, двумя орденами Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны Iстепени, медалями. Его имя присвоено школе в Санкт-Петербурге, его носила пионерская дружина в Минске, мемориальная доска установлена на здании ПО тяжелого краностроения им. Январского восстания в Одессе. Л. Белоусов написал книгу воспоминаний: «Веление долга».

Леонид Георгиевич ушёл от нас в мае 1998-го, два дня не дожив до Дня Победы. На его долю выпала жизнь, полная испытаний, которых с лихвой хватило бы на пятерых, и он мужественно прожил свои почти 90 лет, хотя государство не слишком расщедрилось на заботу и сохранение памяти об этом героическом человеке.

http://www.odessit.u...d-belousov.html





Кто читал эту тему? (Всего : 3) Ivan0130: MIGAR: zimorodoc:

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# MIGAR

MIGAR

    Рядовой


  • OFFLINE
  • Пользователи
  • Активность
    23
  • 13 сообщений
  • Создал тем: 1
  • 5 благодарностей

Отправлено 05 мая 2014 - 23:48

Каталина на взлёте, холст, масло, автор Сергей Коновалов, посвящена морским лётчикам.

 

Прикрепленный файл  Каталина на взлёте 3.11.2011.JPG   140,97К   0 Количество загрузок:

 

 


  • NETSLOV это нравится




Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.