Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Инженерные войска в обороне Одессы (5 августа — 16 октября 1941 г.)


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5641
  • 6201 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1549 благодарностей

Отправлено 14 March 2014 - 10:26

 
В период с августа по октябрь 1941 г. в ходе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками на южном крыле советско-германского фронта имела большое значение героическая оборона Одессы.
Немецко-фашистское командование придавало захвату Одессы огромное значение. Господство советского флота на Черном море очень беспокоило Гитлеровских генералов.
Задача обороны Одессы была возложена непосредственно на войска Отдельной Приморской армии{98}, которая во взаимодействии с Черноморским флотом должна была сковать и обескровить войска 4-й румынской армии и удержать Одессу любой ценой.
Инженерные войска армии (кроме трех отдельных саперных батальонов дивизий — 48, 247 и 105-го) к 10 августа состояли из 82-го отдельного саперного батальона, 44-го и 47-го отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов, 388-го легкого инженерного батальона и 138-го отдельного саперного батальона. Кроме того, в состав инженерных войск армии входили отряд глубокого бурения, головной инженерный склад, Управление военно-полевого строительства № 5 и Управление комендантов 82-го и 83-го укрепленных районов (с 5 сентября 1941 г. переформированные соответственно в 82-е и 83-е управления военно-полевого строительства) с восемью рабочими и двумя строительными батальонами.
Руководство армейскими инженерными частями осуществлялось отделом инженерных войск армии (начальник отдела полковник Г. П. Кедринский).
В мирное время оборона Одессы с суши не была подготовлена. Ее инженерное оборудование проводилось с началом [113] войны по плану, разработанному перед войной Инженерным управлением Одесского военного округа.
28 июня 1941 г. Военный совет Южного фронта издал постановление «Об инженерной подготовке прифронтовой полосы». Постановление предусматривало приведение в полный порядок дорожной сети Одесской области, разработку и осуществление мероприятий по обороне населенных пунктов и промышленных предприятий, разработку и осуществление мероприятий по маскировке важнейших объектов, формирование из местного населения строительных батальонов{99}.
12 июля 1941 г. приказом командующего войсками Южного фронта было положено начало строительству оборонительных рубежей на одесском и николаевском направлениях. На одесском направлении предусматривалось создание трех основных рубежей, несколько промежуточных и отсечных позиций общей протяженностью 655 км. Все работы предполагалось выполнить в основном силами местного населения, причем работы первой очереди должны были завершиться к 25 июля.
Для непосредственного руководства оборонительными работами были сформированы три управления военно-инженерного строительства, переименованные 14 сентября 1941 г. в управления военно-полевого строительства (УВПС № 3, 4 и 5). На ближних подступах к Одессе и в черте города оборонительные работы возглавлялись комендантом 83-го укрепленного района. 21 июля 1941 г. были сформированы пять строительных батальонов по 1 тыс. человек в каждом и 25 июля дополнительно формировалось еще восемь рабочих батальонов.
На первом этапе героической обороны Одессы в период с 5 по 20 августа войска Приморской армии отразили попытки противника с ходу овладеть городом.
Инженерные части армии на этом этапе продолжали непрерывно совершенствовать фортификационное оборудование оборонительных рубежей, вели активную инженерную разведку, а также содействовали инженерными средствами контратакам наших войск.
Непрерывные ожесточенные атаки противника, значительные потери наших обороняющихся частей и соединений, отсутствие у командующего армией резервов вынудило Военный совет использовать саперные части армии как стрелковые части. Так были использованы 82-й отдельный саперный батальон, 388-й легкий инженерный батальон, 47-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон. Из прибывшего в Одессу 138-го отдельного саперного батальона в составе 583 человек решением командования армии 15 августа [114] был изъят 451 человек рядового состава на пополнение стрелковых частей, взамен которых батальон 19 августа получил 261 человека необученного пополнения из 136-го запасного полка{100}.
Личный состав инженерных частей в этих боях проявил исключительное мужество и героизм в борьбе с противником. Однако в боях было потеряно от 50 до 75 процентов саперов, что значительно снизило их возможности по инженерному обеспечению обороны Одессы в дальнейшем.
К 20 августа войска Приморской армии в западном и южном секторах были отведены на передовой и частично на дополнительный передовой рубежи, где продолжали отражать Попытки войск противника прорваться к городу.
Директивой Ставки Верховного Главнокомандования 19 августа был образован Одесский оборонительный район в составе Приморской армии и Одесской военно-морской базы с приданными ей кораблями, командующим которого был назначен контр-адмирал Г. В. Жуков, а его помощником по инженерным войскам Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск А. Ф. Хренов. Одесский оборонительный район был подчинен командующему Черноморским флотом.
На втором этапе Одесской оборонительной операции происходили оборонительные бои на ближних подступах к Одессе. В ожесточенных боях, длившихся с 20 августа по 30 сентября, советские войска нанесли противнику огромные потери и остановили его наступление на главной полосе в 8-15 км от города.
На этом этапе инженерные части армии использовались для создания минновзрывных заграждений, постройки усиленных дзотов, изготовления и установки переносных проволочных препятствий, непосредственного участия в боевых действиях в решающие моменты боя.
Вот несколько примеров боевого использования инженерных частей в это время.
Под нажимом превосходящих сил противника 13-14 сентября командование принимает решение отвести 31-й стрелковый полк вместе с другими частями 25-й стрелковой дивизии с рубежа Красный Переселенец, Францфельд на рубеж южная окраина Дальника, Сухой Лиман. Для прикрытия отхода выделяется 82-й отдельный саперный батальон с запасом мин и ВВ. Батальон минировал дороги за отходящими подразделениями дивизии, взрывал мосты и таким образом обеспечивал отход частей и подразделений на новый рубеж.
Одновременно 44-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон производил дополнительное минирование [115] подходов к переправам Сухого Лимана, взрывал дамбы и минировал северный берег лимана.
26 сентября 1941 г. в связи с активными действиями противника в восточном секторе и отходом частей 421-й стрелковой дивизии на Новую Делиловку инженерные части перегруппировываются на это направление для усиления обороны путем дополнительного устройства заграждений (82-й отдельный саперный батальон), оборонительного рубежа (47-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон и 388-й легкий инженерный батальон).
Всего за время обороны на ближних подступах к городу только инженерными частями были выполнены следующие работы{101}: установлено различных невзрывных противотанковых и противопехотных заграждений (надолб, МЗП и др.) — 215,2 км; оборудовано командных и наблюдательных пунктов — 151; установлено мин и фугасов — 54 317; взорвано мостов — 9.
В связи с необходимостью прочной обороны Крыма и главной базы Черноморского флота — Севастополя Верховное Главнокомандование 30 сентября приняло решение об эвакуации Одессы и переброске войск Одесского оборонительного района в Крым для усиления его обороны.
По предложению командующего войсками Приморской армии генерал-майора И. Е. Петрова, утвержденному Ставкой Верховного Главнокомандования, было решено эвакуацию войск Одесского оборонительного района осуществить одновременно в течение одной ночи. Для этого с наступлением темноты войска под прикрытием арьергардов должны были в результате форсированного марша сосредоточиться в порту, произвести посадку на корабли и быстро выйти в море.
Военный совет Одесского оборонительного района возложил ответственность за инженерное обеспечение эвакуации соединений Приморской армии на генерал-майора инженерных войск А. Ф. Хренова и выполнение всех инженерных работ, связанных с эвакуацией войск, — на начальника инженерного отдела армии полковника Г. П. Кедринского.
Инженерное обеспечение эвакуации войск из Одессы складывалось из организации массовых разрушений объектов оборонного значения в городе и прикрытия средствами инженерных заграждений выхода войск из боя и их погрузки на суда.
Подготовительные работы по разрушению важных объектов города были проведены инженерным отделом армии заблаговременно, еще до получения приказа на эвакуацию. [116] На случай внезапного отхода из Одессы были подготовлены к разрушению средства связи, промышленные предприятия, нефтебазы, аэродромы, дамбы и др. На все эти объекты были завезены ВВ и выделены команды подрывников.
По заданию Военного совета Одесского оборонительного района разрабатывается и 3 октября утверждается общий план разрушений военных объектов в городе, которым предусматривался вывод из строя двадцати девяти промышленных предприятий, двух аэродромов и восьми объектов Одесского порта. Этот план был выполнен.
Организация инженерного обеспечения выхода войск армии из боя и погрузки их на суда выражалась в проведении следующих мероприятий. В каждом стрелковом полку был создан отряд заграждений в составе стрелковой роты, двух пулеметных взводов, саперной роты, двух батарей и двух минометных взводов. В задачу отряда заграждений входило прикрывать отход подразделений полка на новый рубеж, задержать противника, расстроить его боевые порядки и дезорганизовать его; создать условия, исключающие или, во всяком случае, затрудняющие использование противником дорог; установленные саперами заграждения прикрыть огнем и тем самым превратить их в надежную преграду для продвижения противника; боевые действия отрядов организовать перекатами на заранее намеченные промежуточные рубе.жи, находящиеся один от другого на удалении действительного пулеметного огня.
Особое внимание в действиях отрядов заграждения в период отхода войск обращалось на широкое применение минновзрывных средств, с этой целью дивизиям было выделено определенное их количество (1000 ППМ, 1500-1600 ПТМ, до 10 т ВВ на каждую дивизию).
Для выполнения работ по инженерному обеспечению эвакуации войск дивизии были усилены армейскими инженерными частями. В частности, 47-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон был придан 421-й стрелковой дивизии, 44-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон — 95-й стрелковой дивизии, 388-й легкий инженерный батальон — 25-й стрелковой дивизии, 138-й отдельный саперный батальон вел подготовку к разрушению важнейших объектов в городе.
В целом работы, выполненные инженерными войсками наряду с другими мероприятиями обеспечили возможность в трудных условиях, связанных с отражением возобновившегося в начале октября наступления противника, закончить эвакуацию войск к 16 октября. В 5 часов 10 минут 16 октября из Одесского порта вышел последний транспорт с войсками. [117]
Из инженерных войск в первую очередь были эвакуированы управления военно-полевого строительства и рабочие батальоны, а вместе с частями прикрытия все армейские и дивизионные инженерные части.
В период обороны Одессы воины Приморской армии, Черноморского флота и население осажденного города, личный состав инженерных частей и подразделений проявили массовый героизм и высокую моральную стойкость.
Вместе со всеми доблестными защитниками Одессы воины инженерных войск, участвовавшие в обороне, награждены медалью «За оборону Одессы». 109 человек из состава инженерных частей Приморской армии получили правительственные награды. Среди них сержант М. И. Глазунов (48-й отдельный саперный батальон) и старший политрук Д. П. Максюк (247-й отдельный саперный батальон) награждены орденом Ленина. 17 человек, в том числе начальник инженерных войск Приморской армии Г. П. Кедринский, командир 388-го легкого инженерного батальона М. П. Бочаров, награждены орденом Красного Знамени. 36 человек, в том числе помощник начальника инженерных войск армии майор К. Я. Грабарчук, начальник УВПС № 82 военинженер 2 ранга Б. С. Немировский, начальник УВПС № 5 капитан С. П. Кулыгин, командир 47-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона старший лейтенант С. Я. Барсуковский, награждены орденом Красной Звезды, 27 человек награждены медалью «За отвагу» и 27 — медалью «За боевые заслуги».
Огромное значение в период обороны Одессы имела партийно-политическая работа как среди воинов Одесского оборонительного района, так и среди населения города. Она явилась одним из решающих факторов, обеспечивших организацию длительной обороны Одессы и нанесение огромных потерь противнику на подступах к городу-герою.
Многие коммунисты, комсомольцы и беспартийные патриоты, сражавшиеся в составе инженерных частей и подразделений, пали смертью храбрых на поле боя: старший политрук Д. П. Максюк, младший лейтенант Н. В. Колесник (82-й осб), лейтенант А. М. Колесник (48-й осб), сержант М. В. Симака (247-й осб), красноармеец Н. В. Брединин (82-й осб), лейтенант П. Д. Дей (47-й омпмб) и другие. Сотни бойцов и командиров инженерных войск были ранены.
Огромна заслуга в героической обороне Одессы трудящихся города. Они пополняли ряды героической Приморской армии, работали на оборонных заводах, в госпиталях, на хлебозаводе и мясокомбинате, по нескольку тысяч ежедневно выходили на строительство оборонительных рубежей, день и ночь дежурили на пунктах ПВО




Кто читал эту тему? (Всего : 2) Mr.Twister08: Акерман:

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


Поблагодарили 2 Пользователи:
Mr.Twister08 , Greenpain

# Mihai Oltianu

Mihai Oltianu

    Реставратор


  • OFFLINE
  • Доверенные
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • Активность
    475
  • 513 сообщений
  • Создал тем: 29
  • 118 благодарностей

Отправлено 16 March 2014 - 00:33

Как ты считаешь - использование гражданских ресурсов для строительства множества баррикад в черте города (более 200) было оправдано на тот момент ? 

Напомню что идея укрепления непосредственно города баррикадами и препятствиями другого рода принадлежала Хренову, который при этом оставил "недоделанными" фактически боевые рубежи которые были жизненно необходимы, именно он принудил население копать как выяснилось позже практически бесполезные (а местами даже вредные) противотанковые рвы, именно он совершенно не подготовил город к бомбардировкам с воздуха (оповещение о бомбардировках, неприспособленность подвалов домов в качестве бомбоубежищь, крайне малое количество оборудованных бомбоубежищь). А теперь стоит все же попытаться выяснить через призму лет - Хренов "герой обороны Одессы"?


  • NETSLOV это нравится

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5641
  • 6201 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1549 благодарностей

Отправлено 16 March 2014 - 02:19

На войне мой друг.всё зависит от одного страшного слова доктрина...

когда не ждали врага была одна доктрина,когда получили приказ город не в коем случае не сдавать,уже другая..поэтому так халатно отнеслись к дальним рубежам обороны..

 

тут такое стремное дело-начнешь строить дальние рубежи-вызовут на ковёр и спросят -а что это вы товарищ Хренов паникуете..укрепления строите..вы что не верите в мощь победоносной Красной армии,которая малой кровью..да на чужой территории врага разобьёт,а наверно вы скрытый враг и паникёр..вы армию в оборону кидаете вместо контратак,так вы враг товарищ Хренов-вы тормозите красную армию в ее едином порыве отбросить фашисткую гадину..расстрелять!

 

 

я вот уже года три хожу очень плотно по полям и никак не могу найти следа какого нибудь конкретного окопа или хода сообщения длинной больше 10 метров..где ж рубежи??? кругом одиночные окопчики.

 

конечно лучше было эти баррикады включить в состав главного пояса обороны,сделать из мешков с песком и зенитных орудий неприступные миницитадели,со снайперскими гнёздами и пулемётными дотами,проминировать пространство.закрыть огневыми фугасами важные направления...но кому это тогда было нужно-.не было ни единоначалия ,ни слажености войск.,про всякие эскарпы и рвы вообще тошно вспоминать

 

..но вот если б город не оставили-то Сталинград слегка мог бы позавидовать Одессе по напряженности уличных боёв,и то что оставалось от румынской армии перемололи б стопудово,потому что бой в городе это сам понимаешь какие потери.


  • Mihai Oltianu и without a name это нравится

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# Mihai Oltianu

Mihai Oltianu

    Реставратор


  • OFFLINE
  • Доверенные
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • Активность
    475
  • 513 сообщений
  • Создал тем: 29
  • 118 благодарностей

Отправлено 16 March 2014 - 21:59

Печально когда армиями командуют генералы, которые боятся начальства больше чем врага.....Хренов похоже был именно таким "генералом", Я правильно понял ход твоей мысли ?


  • NETSLOV это нравится

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5641
  • 6201 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1549 благодарностей

Отправлено 16 March 2014 - 22:17

Тогда свежи были восспоминания о 37-38 годах...нам не понять и не судить их...этих людей,это именно тот фактор который повлиял на ошибки первого года войны.


Сперва дай людям, потом с них спрашивай.





Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.