Перейти к содержимому


Фотография

О ЛЕНД-ЛИЗЕ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

# Edward_Von_Shultz

Edward_Von_Shultz

    Котовский


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    1 170
  • 2 059 сообщений
  • Создал тем: 167
  • 214 благодарностей
  • Страна: Country Flag

Отправлено 13 июня 2014 - 23:55

О ленд-лизе...

Очередной срач вокруг Ленд-Лиза как обычно поднял массу вопросов по Второй Мировой, которые следовало бы разобрать. Начну я, пожалуй, с Ленд-Лиза. 
Ленд-лиз - это программа, по которой США оказывала различного рода материальную помощь своим союзникам во Второй Мировой. Первые шаги по этой программе были сделаны в конце 1940-го, когда американцы передали 50 эсминцев Англии в обмен на ряд британских военных баз(бесплатная аренда сроком 99 лет). В январе 41-го законопроект о Ленд-лизе был одобрен американским сенатом, и собственно начался старт этой программы.
Первоначально ленд-лиз нацеливался преимущественно на Великобританию, собственно она и получила по ленд-лизу наибольший объём помощи, гораздо больше, чем все остальные страны вместе взятые. Тогда у неё ситуация была весьма хуёвая - ВНЕЗАПНО её экономика с трудом тащила войну, значительная часть вооружения и техники армии проёбана под Дюнкерком, в Африке англичан адски нагибает немчура, а на коммуникациях в Атлантике зверствуют немецкие подлодки. В этих условиях, была достаточно большая вероятность, что без посторонней помощи сраная Бриташка скатится в сраное говно. Американская помощь сумела в значительное мере выправить ситуацию с британской экономикой и её промышленностью. 
После нападения Германии на СССР, руководство США и Великобритании одобрило помощь Советскому Союзу различными военными материалами и грузами. Уже в октябре 1941-го начались первые поставки по Ленд-Лизу в СССР, и отправился первый конвой под названием "Дервиш", следующие конвои именовались аббревиатурой PQ. 
Как правило, в срачах по Ленд-лизу наблюдается следующее - упор на те поставки, которые не играли какой то существенной роли и закрывание глаза на те моменты, где вклад Ленд-лиза был большой, и соответственно наоборот. Первую позицию представляют преимущественно ватники, вторую - матрасы.
Сразу стоит заметить, что Ленд-лиз - это не столько поставки военной техники, сколько различных военных материалов. Тут вклад Ленд-лиза действительно ОЧЕНЬ большой, и определяющее значение он имел в конце 41-го и 42-м году. К началу поставок, Советский Союз находился мягко говоря в жопной ситуации - потеряны территории, где была сосредоточена основная часть промышленного потенциала, промышленность эвакуирована и находится в желездорожных эшелонах на бескрайних просторах СССР, производить новую технику и восполнять огромные потери просто нечем. В этих условиях ленд-лизовские поставки сыграли огромную роль в развёртывании эвакуированной промышленности за Уралом. Главным образом за счёт станков и дефицитных материалов, что позволяло во-первых, компенсировать многие перекосы советской промышленности, имевшие место и до войны, но самое главное - компенсировать их потери при эвакуации. Без ленд-лиза был неиллюзорный риск того, что многие ввод в строй многих отраслей советской промышленности мог затянуться на гораздо дольший срок, чем в реале. Вообще по многим дефицитным материалам вклад ленд-лизовских поставок в промышленность СССР действительно огромный - это, например многие компоненты взрывчатых веществ, материалы для изготовления резины, аллюминий, высококачественный авиационный бензин и т.д.
Теперь о технике. В процентном соотношении вклад Ленд-Лизовских поставок тут действительно не особо большой. Однако в первые два года войны он был очень и очень существенный. Вообще было 4 маршрута поставки техники из США и Великобритании. 
1) Арктический. Он пожалуй, самый известный. Этот маршрут проходил от Англии и\или Исландии, где формировались грузовые конвои, и пролегал через Арктику в северные порты СССР, откуда техника уже шла к месту назначения. В первые годы войны этот маршрут был самым значимым, т.к. путь по нему занимал всего две недели, а в условиях 41-42 г. на счету был каждый день. Конвои которые двигались по нему, получили наименование PQ - когда конвой шёл в СССР, когда шёл обратно, аббревиатура менялась на QP. Первые пять конвоев прошли без потерь, но начиная с конвоя PQ-5 потери стали регулярными. Немцы, быстро осознав значение этого маршрута перебросили в Норвегию все свои крупные надводные силы, а также существенно нарастили группировку подлодок и авиации в Норвегии и начали активную борьбу с союзными конвоями. Их самый крупный успех - это избиение конвоя PQ-17, который потерял 2/3 своего состава и на борту которого погибло техника и вооружение, которой можно было бы оснастить целую армию.
2) Иранский маршрут. Это был самый безопасный, но одновременно и самый долгий путь доставки военной техники. Суммарно, от отправки из США до места назначения путь грузов по нему занимал около 3-х месяцев.
3) Аляско-Сибирская магистраль или АЛСИБ. Данный маршрут использовался для перегона самолётов - американцы перегоняли самолёты на Чукотку, а советские лётчики уже принимали их и перегоняли на Дальний Восток, откуда они уже расходились по нужным частям. Время доставки самолётов этим путём было охуительно быстрым, но в тоже время этот путь был крайне опасным - если лётчик-перегонщик отстал от группы, заблудился или что-то случилось с самолётом - это гарантированная смерть. 
4) Был ещё маршрут поставки через Тихий океан, по нему грузы транспортировались советскими судами из США, но в общем объёме его вклад весьма малый. 
Как уже говорилось, в конце 41-го восполнять потери в технике СССР не мог физически, поэтому поставки по ленд-лизу позволяли частично компенсировать огромные потери. Впрочем, на основных фронтах кол-во ленд-лизовской техники было не особо большим. Например в битве под Москвой были сформированы две резервные армии, которые не были введены в бой даже в самые критические моменты. Оснащены они были преимущественно ленд-лизовской техникой.
Гораздо большую роль поставки союзников играли на "второстепенных" ТВД, например на Севере или на Кавказе. Эти направления снабжались по остаточному принципу, в то же время ленд-лизовская техника там была как раз кстати, тем более что через эти районы как раз и пролегали основные поставки. 
На Севере и под Ленинградом больше половины авиации, например, было ленд-лизовской. Например на Северном фронте основными истребителями в 41-42 г. были британские Харрикейны и американские Р-40. Конечно, по тем временам эти самолёты были уже не ахти какими, но это гораздо лучше уёбищных И-16 и И-15(а новые советские самолёты туда практически не поступали).
Аналогичная ситуация и с битвой за Кавказ. Вообще, в данной битве влияние ленд-лиза безусловно огромное - снабжать Кавказский фронт было крайне сложно - из-за жопной ситуации под Сталинградом, вся техника шла именно туда. Однако, внезапно, к счастью, как раз рядом с этим ТВД проходил иранский маршрут поставки, и 2/3 потребностей фронта в технике обеспечивались именно ленд-лизом. Конечно, техника там была не ахти какая, например танки "Валентайн" и "Матильда", но как минимум лучше, чем ничего. 
Что интересно, многие образцы военной техники, поставляемые из Англии и США, которые показывали плохие результаты на Тихоокеанском и Европейском ТВД, в СССР приобретали огромную славу. Например, на Тихом океане истребители Р-39 "Аэрокобра", считались унылым говном, в то время как применение на Восточном фронте обеспечило ему огромную славу. Примерно тоже самое и с бомбардировщиками А-20 "Бостон". Кстати, в течении всей войны около 70% бомбардировочных и минно-торпедных полков морской авиации воевали именно на этих машинах. В то же время легендарные "Спитфайры" на Восточном фронте вообще нихуя "не прижились".
Из военной техники, наибольший вклад Ленд-лиза - это грузовики и автомобили. С этим делом в СССР было туговато, а американцы поставляли их в огромных количествах. К 44-му это позволило значительно повысить манёвренные возможности мехкорпусов, в частности. И если по танкам и самолётам доля ленд-лизовской техники составляла около 12%, то тут все 45-50. 
В общем, Ленд-лиз да, действительно имел огромное значение в первые два года войны для СССР, и без него действительно было бы как минимум очень хуёво. Однако стоит заметить следующие моменты:
- Фактически ленд-лиз - это покупка ресурсов и материалов за рубежом. Если за технику, уничтоженную во время боевых действий, плата не бралась, то материалы и ресурсы оплачивались валютой. К данной практике прибегали практически ВСЕ страны-участницы Второй Мировой, и по большому счёту бесчисленные срачи на тему, а что было бы если бы не помощь Союзников, лишь разновидность спецолимпиады. С таким же успехом можно фантазировать, как быстро бы загнулась Германия без Шведской руды, к примеру.
Также как правило указание процента поставок по Ленд-лизу, служит неким намёком на экономическую слабость СССР, мол, смотрите без Союзников СССР бы сдох и т.д. Однако, стоит заметить, что СССР получил по Ленд-лизу помощь в ЧЕТЫРЕ раза МЕНЬШУЮ, чем Великобритания, которая в отличии от СССР на "ленд-лизовской игле" 
сидела предельно плотно, а процент американской техники в бриташкиной армии был в разы больше. Например, СССР получил 18 тыс. самолётов, в то время как Великобритания, около 32 тыс. В итоге, "сраная Бриташка скатилась в сраное говно", в отличии от Советского Союза.
И в конце-концов, помогая СССР поставками по Ленд-лизу, Союзники помогали в том числе и себе, т.к. чем успешнее действовала советская армия, и чем больше немецких сил она к себе "притягивала", тем проще было самим же союзникам.
6dRuDXbvRO8.jpgebPe-HqKprQ.jpgyJkeZNMmdp4.jpgKaApLV1mXtY.jpg

  • andrey и Jawist это нравится



Кто читал эту тему? (Всего : 1) хром ванадий:

"Заговори,и я скажу,кто ты!" Сократ


Поблагодарили 1 Пользователь:
Jawist



Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.