Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Последняя узкоколейка Одессы, костел и усадьба Разумовского: загадки улицы Балковской


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 661
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 17 января 2015 - 00:43

Когда-то Балковская была самой длинной улицей старой Одессы. По большому счету, эта улица старше самой Одессы. Да и за последние 200 лет успела много раз стать "самой-самой".

Сейчас Балковская - широченная автомагистраль от Пересыпского моста до Горбатого. Почти везде она застроена высотными жилыми домами. Однако, на ней сохранилось несколько кварталов старых домов, в том числе и тех, в которых проходит действие "Одесских рассказов" Бабеля. А в одном месте Балковская идет не одной улицей, а тремя параллельными проездами. И еще в одном - двумя. Откуда такие географические парадоксы?

Один из последних одесских узкоколейных трамваев на последнем узкоколейном маршруте, Балковская угол Дальницкой, 1969 г., фото Анатолия Вильковича

А все от того, что улица проходит по дну Водяной балки - одного из самых крупных одесских оврагов, впадавшего в море у Пересыпи. По его дну раньше текла речушка, ныне заключенная в коллектор ливневки. Речку старожилы называли "вонючкой" - в нее стекались нечистоты со всей балки, а после дождей - еще и с Молдаванки и Бугаевки. Истоки этой речушки и сейчас можно увидеть в районе путепровода "Поездной" под железной дорогой - посреди частного сектора там есть заболоченная местность. А если прогуляться по Виноградному переулку между улицами Бабеля и Дальницкой - то можно разглядеть среди завалов строительного мусора остатки балки и даже полузасыпанный старый мост - все, что осталось от Водяной балки прошлого. Кстати, еще лет 7-8 назад на домах Виноградного переулка висели уличные таблички с названием "Водяная балка".

Полузасыпанный мост над Водяной балкой по улице Бабеля, сама Балковская - вдали, 2006 г.

Есть основания полагать, что Водяная балка была заселена казаками еще до основания Одессы. И не только казаками - в 1992 году в Водяной балке построили самую старую из известных в нашем городе синагогу. Ее руины разобрали румыны во время оккупации. А располагалась она на склоне около нынешнего автовокзала - ныне срытом под автозаправку. По свидетельству Е.П. Распопова, в одесских балках еще до официального основания города уже были небольшие поселки казаков, евреев и беглых крестьян.

Балковская от автовокзала в сторону Горбатого моста, 16 апреля 2008 г. - первый день после закрытия 30-го трамвая. Прямо - проезжая часть, налево и вверх - дорога "старой Балковской", за старым, ныне снесенным, одноэтажным белым зданием на склоне - руины, в том числе и самой старой синагоги.

В самой Водяной балке уже к 1797 году было более двух десятков колодцев, воду из которых бочками возили в молодой город. В долине безымянной речки устраивали пруды - два из них уцелели и поныне в Дюковском парке, еще один, в самом начале улицы, долгое время именовался "городским ставком", а с 1920-х стал накопителем ливневой канализации. И в дальнейшем именно Водяная балка оставалась важным центром снабжения города водой - после Гражданской войны и во время Великой Отечественной войны и оккупации, когда водопровод работал плохо, вода подавалась только в низменные районы города. А когда в некоторые периоды водопровод вообще не работал - вспоминали про старые колодцы и брали из них воду. До сих пор среди стариков улицу Градоначальницкую иногда называют Водовозной - по ней во время обороны Одессы в цистернах и бочках возили воду из источников в районе Дюковского парка.

Именно здесь, на Балковской, была и дача самого Ришелье - градоначальника, положившего основу процветанию Одессы на все последующие столетия. Пережив блеск герцогской усадьбы, запустение конца XIX века, расцвет парка советского времени и еще одно запустение, и сейчас стоит небольшое здание дачи Дюка - посреди одноименного парка.

Чуть дальше, на месте нынешнего техникума связи, его общежитий и телефонной вышки, находилась усадьба графа Петра Алексеевича Разумовского - внука последнего гетьмана Украины и друга Ришелье. Одноэтажное здание чудаковатого и нелюдимого потомка казаков, выстроенное в стиле ампир, сильно пострадало во время Гражданской войны, затем некоторое время было студенческой общагой, а в конце 1930-х его снесли.

Усадьба Разумовского

Еще дальше, на Балковской угол Дальницкой развернулись герои Бабеля. Дома эти стоят до сих пор и расселять их никто не собирается. Но не только Любка Козак жила здесь. На территории нынешнего квартала глухой Бугаевки между Колонической, Виноградной (Бабеля) и Водяной Балкой находился хутор известнейшей одесской сердцеедки своего времени Каролины Собаньской. А у нее в гостях бывали Пушкин и Мицкевич.

Дальницкая (Иванова) улица на перекрестке с Балковской (Фрунзе), конец 1970-х. Справа - те самые, "бабелевские" дома.

А еще дальше, в самом конце улицы в свое время раскинулся целый "польский квартал", протянувшийся от Конной площади (нынешний сквер Гамова) аж до Курсак и обозначенный на старых картах города как земли Дашкевича. На Балковской угол Выгонной (Заньковецкой) стоял величественный католический костел Святого Климента, снесенный в 1936 году - сейчас на его месте комплекс жилых "сталинок". От католического наследия сохранилась лестница - ныне она ведет в парадные ворота жилого двора и клебания (домик священника-ксендза). В нем теперь находится воссозданный храм Святого Климента.

Костел Святого Климента

Благодаря близости к источникам воды и дешевой рабочей силы (Молдаванка, Бугаевка - места, где во второй половине XIX века жили не самые обеспеченные слои населения), Балковская стала одной из первых одесских промзон. Тут и крупнейший пивзавод Енни, и фабрика гирь и весов Ильи Каца, будущий завод "Точмаш". Уже в советские времена на Балковской построили "Стройгидравлику", превратили пивзавод в завод пищевых концентратов, а в окрестностях Балковской появилось множество других предприятий.

Еще до конца 1960-х Балковская, переименованная во Фрунзе, представляла собой узенькую, мощеную кривым булыжником заштатную улочку, тянущуюся вдоль речки-вонючки, никому не нужную и никем не посещаемую. Разве что облагороженный после войны Дюковский парк придавал улице и ее району немного лоска. Да узкоколейный 30-й трамвай изредка дребезжал и грохотал прямо под окнами маленьких и не очень домов - от Херсонского сквера до станции Товарной. Только в 50-х от Дюковского парка до Херсонского сквера трамвайные пути сделали "трехниточными" - чтобы могли ходить трамваи и узкой, и широкой колеи, к кажому пути добавили еще по одному рельсу.

Начало улицы Фрунзе, 1970 год. Слева и сзади фотографа - Херсонский сквер, направо уходят рельсы 20-го маршрута к Хаджибею. Прямо - улица Фрунзе, вдали виден существующий и сейчас жилой дом "барачного" типа. Рельсы "трехниточные" для вагонов и узкой и широкой колеи.

Но именно в 60-х улица начала преображаться (не путать с нынешним политическим пиаром). Напротив Матросского спуска появился первый в Одессе квартал "хрущевок" из восьми домов.

Это же место, но снятое с железнодорожной насыпи, 2007 г.

Потом улицу пересек Московский мост - начало новой автотрассы на Киев и Ленинград. В 1964 году у моста построили новый автовокзал. А потом улица Фрунзе стала самым масштабным транспортным долгостроем города. Дело в том, что в связи с постройкой новых жилмассивов на Юго-Западе (Черемушки) и Севере города (поселок Котовского) потребовалось обеспечить транспортную связь между ними, минуя центр города. Под такую транзитную магистраль выбрали улицу Фрунзе, назвав ее "Фрунзе - Якира". В 1970 году началась тотальная реконструкция.

Начало реконструкции улицы Фрунзе, узкоколейный трамвайный путь переделывают на широкую колею, 1973 г.

Участок от автовокзала до Пересыпских мостов расширили: узкая улочка превратилась в шестиполосную магистраль с выделенной трамвайной линией посередине. Вокруг нее построили несколько современных микрорайонов. Речку-вонючку убрали в коллектор. Старые дома напротив Пересыпских мостов снесли, а на всем протяжении от мостов до автовокзала старые домики остались только напротив Дюковского парка.

А вот участок от автовокзала до Горбатого моста остался реконструированным "наполовину". Проезжая часть расширилась всего до трех полос в две стороны, да заменили трамвайные пути на широкую колею. 30-й трамвай с 1976 года стал ходить от Херсонского сквера до Дальних Мельниц. Часть старых домов снесли, построив на их месте новые панельные жилые здания, заводские корпуса и центр телефонной связи.

Улица Фрунзе, остановка "улица Осипенко" (Средняя), 1977 год.

В период этой тотальной реконструкции появились два топографических парадокса. В самом начале улицы основную проезжую часть проложили сбоку от старой улицы - в результате дом №4 по четной стороне находится на нечетной по отношению к новой дороге. Таким образом между Херсонским сквером и Ольгиевским спуском есть две улицы - старая Балковская в виде тупика и новая проезжая часть, Но и это еще не все - от Краснослободской к "берегу" пруда-накопителя тянется тупиковый переулочек, дома которого также имеют нумерацию по Балковской, так что первый квартал улицы идет в трех местах. Еще один парадокс - между автовокзалом и улицей Средней. Старая Балковская идет подъемом налево от автовокзала к Средней, проложенная же в 1970-х новая проезжая часть идет прямо.

В таком виде Балковская продержалась до 2008 года, когда при реализации проекта автотрассы "Север-Юг" часть улицы от автовокзала до Мельницкой расширили до шести полос. Реконструкция велась без проекта, в результате чего администрация мэра Эдуарда Гурвица непродуманно ликвидировала линию 30-го трамвая, лишив электротранспорта не только большую часть Балковской, но и район Дальних Мельниц. В это же время Балковская начала превращаться в деловой центр - заводские корпуса стали превращаться в офисные бизнес-центры, а на пустырях построили несколько торговых центров.

Реконструкция Балковской, апрель 2008 г. - убирают трамвайные пути с Балковской угол Бабеля

Так или иначе, в улице Балковской отразилась вся история Одессы - от ее основания и расцвета времен Дюка и Пушкина до войн и революций, обороны и оккупации, советского строительства и постсоветского отката и распила.

Александр Вельможко

старые фото: архив музея электротранспорта, фотогалерея www.odessastory,info

Фото 2005-2014 гг. - из архива автора


  • Deons, Edward_Von_Shultz, Manstein и 7 другим это нравится



Кто читал эту тему? (Всего : 8) Sergiy: Walli: lifet1: Asmed: seaghost: sergei69: Yaroslav54321: Ivan0130:

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


Поблагодарили 3 Пользователи:
seaghost , Otto Baum , without a name

# seaghost

seaghost

    Новобранец


  • OFFLINE
  • Пользователи
  • Активность
    0
  • 1 сообщений
  • Создал тем: 0
  • 0 благодарностей
  • Страна: Country Flag

Отправлено 15 октября 2020 - 23:04

Жаль, что не открываются фото в статье



# without a name

without a name

    Любитель Гансов


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    2 506
  • 2 229 сообщений
  • Создал тем: 91
  • 521 благодарностей
  • Страна: Country Flag

Отправлено 19 октября 2020 - 20:50

Жаль, что не открываются фото в статье

Если при создании статьи не загружать фотки не сайт, а указывать ее как ссылу, то фотки будут отображться только до тех пор пока они есть по ссылке. Например, вы пишите сообщение и вместо фотки даете ссылку на фотку на другом сайте. Все будет работать пока на стороннем сете не удалят страницу с фотками. В вашем сообщении они тоже пропадут


Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений.

 

Слава Украине.





Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.