Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Оккупация. Рай или ад?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

# Edward_Von_Shultz

Edward_Von_Shultz

    Котовский


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    1 170
  • 2 059 сообщений
  • Создал тем: 167
  • 214 благодарностей
  • Страна: Country Flag

Отправлено 13 июля 2013 - 18:03

Оккупация. Рай или ад?

Любая власть старается приукрасить свое правление, и в этом ей помогают средства массовой информации. Каждая власть свои промахи и ошибки старается оправдать якобы заботой о народе. Писать историю, опираясь только на документы, издаваемые властью и публикуемые в средствах массовой информации, которая полностью зависит от этой власти, не учитывая воспоминания живых свидетелей тех событий, преступно.

Нельзя писать историю Великой Отечественной войны только по сводкам Совинформбюро. Конечно, и по воспоминаниям отдельных участников войны тоже писать ее нельзя. Исходными материалами для профессиональных историков должны быть документы, различные материалы и воспоминания участников тех событий. Фашистская оккупация Одессы 1941-1944 годов — это часть Великой Отечественной войны. Многие одесситы пережили те страшные годы, могут рассказать много интересного о тех трагических и героических днях. Я вкусил все «прелести» румынской оккупации с первого до по-следнего дня и мои личные воспоминания никак не согласовываются со статьей, опубликованной в газете «Время Ч» под заголовком «Одесса, лето — 1942», написанной научными сотрудниками Центра исторических исследований юга Украины имени академика В.И. Липского Черкасовым. В этой статье все документально и все вроде бы правильно, но нет самого главного.

Во время фашистской оккупации Одесса действительно была раем для оккупантов и адом для простых одесситов.

Черкасов пишет: «Всего же к середине лета 1942 года в Одессе румынскими властями было зарегистрировано около 100 тысяч приезжих. В основном это были предприниматели, а также жены и родственники служащих в Одессе военных. Вот те самые приезжие предприниматели и открывали в Одессе шикарные магазины, рестораны, казино...»

Но посещали эти шикарные заведения не одесситы, а оккупанты!

Конечно, оккупационные власти всячески поощряли приезжих из Румынии земляков. Для них освобождались в приказном порядке лучшие квартиры в центре города. А одесситы должны были обслуживать оккупантов — работать на их заводах и фабриках, в сфере обслуживания, торговли...

Одесситы вынуждены были трудиться на оккупантов за мизерную плату.

В нашей семье было чет веро детей. Старшая сестра содержала семью, торгуя на «Привозе» мелочевкой, — нитками, иголками, вязальными спицами... Питались мы «затерухой», либо мамалыгой. «Затеруха» — это супчик, когда в кипящую воду через дуршлаг продавливалось жидкое тесто. Для нас было праздником, когда на столе появлялась тарелка с подсолнечным маслом и мелко нарезанным луком. В нее мы макали черный хлеб и были на вершине блаженства. Дети росли, и мама перешивала старые вещи для нас. И все одесситы жили приблизительно на таком же уровне, как и наша семья. Мы рылись в разрушенных бомбардировкой домах и вытаскивали доски и разные деревянные обломки, чтобы на плите можно было сварить еду, а зимой обогреться. Находили алюминиевую проволоку и из нее делали вязальные спицы, а сестра их продавала на базаре.

Черкасов пишет: «При этом уже к середине лета город, практически залечив нанесенные войной раны, постепенно стал преображаться. Так, к 6 июня, по докладам районных префектов, были приведены в порядок улицы Ланжероновская, Короля Михая первого, Прохоровская, Тираспольская, Софиевская, Нарышнинский спуск, Херсонская, Белинского, Московская...»

Одним словом, брехня. Районные префекты очевидно считали, что уборка камней разрушенных домов с тротуаров и закладка зияющих окон и дверей это приведение в порядок улиц. На самом деле последствия фашистских бомбардировок удалось ликвидировать только к середине пятидесятых годов!

Все эти дома резко отличаются от дореволюционных построек, и на них зачастую есть год построй ки. Проверить это несложно. За время фашистской оккупации ни одно здание в Одессе не было построено (зато румыны хорошо разграбили наш город и увезли немало ценностей).

Хочу привести и прокомментировать еще несколько выдержек из статьи Черкасова: «Не пустовали в то время и 15 кинотеатров, хотя фильмы в них демонстрировались только из стран профашистского блока и без дубляжа» (ничего не напоминает?).

И без всяких комментариев ясно, для кого были открыты эти 15 кинотеатров. «Летом 1942 года в наш город хлынул и поток зарубежных артистов. Румынские и немецкие театры в это лето по нескольку раз посещали наш город, а бухарестский театр «Керебуш» под руководством Тудера Мушанеску установил своеобразный рекорд, только за 1942 год его труппа побывала в Одессе 4 раза». И тут комментарии излишни.

Нужно признать, что среди одесситов были и пособники оккупантов. Не хочу никого осуждать, но среди моей многочисленных знакомых и друзей таких не было.

В нашем дворе было немало еврейских семей, которым не удалось эвакуироваться из Одессы. В глубине двора на втором этаже жила Роза с двухлетней дочкой. Муж в первые дни войны ушел на фронт.

16 октября после полудня по улице Петра Великого появилась колонна румынских солдат. Нашлось несколько человек, которые приветствовали оккупантов, среди них была и Роза. После этого к Розе на ночевку стал захаживать румын. Как говорят в Одессе, «не долго музыка играла». С наступлением холодов всех евреев погнали в концлагерь, и там Роза с дочерью погибла...

Подавляющая часть одесситов ненавидела оккупантов, и если не могла им вредить, то и прислуживать им не желала. Правда, были и такие, которые занимались мародерством.

В Одессе было немало состоятельных еврейских семей. С собой в концлагерь разрешалось брать только котомку, все остальное имущество оставалось в квартирах. Находились мародеры, которые присваивали себе это добро. Да, небольшой части одесситов — прислуживающим оккупантам и нечестным на руку — жилось в то время неплохо.

Приведу выдержку из объявления того времени. «В соответствии с тем, что участились случаи нападения на германо-румынских солдат и офицеров, жители, которые схватят участников террористических актов, получат премию в размере 2000 марок за большевика-террориста. За красного вожака организатора — 5000 марок. За любую полезную информацию о местонахождении большевиков и лиц, им помогающих, — награда 1000 марок».

Несведущему читателю статьи Черкасова может показаться, что в Одессе тех лет для всех была райская жизнь и одесситы благоговели к оккупантам. Все совсем не так. Для оккупантов это был действительно рай, а для большинства одесситов, кому был уготован концлагерь, кому виселица, а кому повезло больше, унижение и нищенское существование.

Меня очень умиляло, когда Юлия Владимировна вещала с экранов телевизора: «Мы, стали жить лучше». И все прекрасно понимали, что она имела ввиду лично себя и свое окружение. Не менее эффектно старались выглядеть и все предыдущие экс-президенты. Первого так и хотелось спросить: «А куда делся самый большой в мире торговый черноморский флот?» Да и ко второму, а тем более и к третьему есть немало вопросов.

Если писать историю по выступлениям правителей и подручным им средствам массовой информации, то в любом случае получиться процветание и благоденствие.

По этому пути и пошел господин Черкасов в то время как фашистская оккупация унесла почти половину жизней жителей нашего города, а оставшиеся в живых прошли через унижения, издевательства, голод и холод...

Владимир Кржеминский, участник Великой Отечественной войны.

 

 





Кто читал эту тему? (Всего : 3) Ярослав54321: СОИ: Vitaliy:

"Заговори,и я скажу,кто ты!" Сократ





Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.