Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

История Судоремонтного завода в период обороны и оккупации Одессы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

# Edward_Von_Shultz

Edward_Von_Shultz

    Котовский


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    1 170
  • 2 059 сообщений
  • Создал тем: 167
  • 214 благодарностей
  • Страна: Country Flag

Отправлено 20 июля 2013 - 21:15

История судоремонтного завода в период обороны и оккупации Одессы

 

1941 год. Эвакуация

1941 год. Эвакуация. Как только в полдень воскресного дня 22 июня 1941 года радио сообщило о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну, судоремонтники стали стекаться на завод. Они заполнили всю площадь перед механическим цехом, где состоялся заводской митинг.

Как клятва звучали выступления судоремонтников в этот грозный час, они зажигали людей решимостью. Участник гражданской войны слесарь механического цеха А. П. Ледяев, заведующий парткабинетом И. Г. Браславский, слесарь ремонтного цеха М. И. Семенов, директор завода А. П. Меньшиков и другие были единодушны: "Все для фронта! Все для победы!" Отныне эти слова стали боевым лозунгом судоремонтников. Котельщик В. Ю. Кондратюк сказал: "Иду добровольцем бить ненавистного врага. Прошу зачислить меня в ряды Красной Армии".

Горячо поддержали судоремонтники выступление своего товарища. Вскоре после заводского митинга в партийный комитет начали поступать заявления от желающих идти добровольцами на фронт. Поток этих заявлений нарастал с каждым днем.

Изменился облик завода. На его территории появились бомбоубежища, щели. Изменился и состав работников: ушедших на фронт заменили их жены, младшие братья, сестры. Война вошла в цехи, быт и жизнь людей. Завод стал выполнять ответственные военные заказы по ремонту, переоборудованию и вооружению судов Черноморского пароходства. Все эти очень трудоемкие работы выполнялись в предельно сжатые сроки.

Так, уже вскоре после начала войны шаланды "Белобережье" и "Сары-Камыш" были переоборудованы в тральщики, пассажирские теплоходы "Котовский" и "Молдавия"- в санитарные транспорты, сейнеры "Скумбрия", "Комсомолец" и "Белуга", старый теплоход "Массандра"- в морские охотники. Пароход "Петр Лу-комский" стал минным заградителем. В небывало короткий срок были также отремонтированы и вооружены крупнотоннажные суда "Советская нефть", "Апшерон", "Абхазия", "Аджаристан", "Крым", "Украина", "Рот-Фронт", "Ворошилов", "Спартак" и многие другие. Находившееся на стапеле завода судно было быстро достроено и спущено на воду. Мирные суда становились боевыми кораблями.

С первых дней войны завод стал изготовлять детали фугасных бомб, гранаты, капониры для прикрытия истребителей, противотанковые ежи и многое другое. Здесь же ремонтировались танки различных систем. Работы велись днем и ночью, без перерыва, невзирая на постоянные налеты вражеской авиации. На вышке командного пункта МПВО бессменно дежурили женщины-Валентина Чигирик, Екатерина Свиридова, Ольга Распопова и другие. Они ни разу во время бомбежки не оставили своего поста, хотя вблизи нередко полыхало пламя.

Чтобы обезопасить заводскую акваторию от вторжения вражеских подводных лодок и торпедных катеров, были затоплены старые пароходы.

В середине июля 1941 года, в связи со сложившейся на фронте тяжелой обстановкой, началась эвакуация завода. В Одессе должно было остаться лишь самое необходимое для ремонта судов оборудование.

Тяжело пережили судоремонтники весть об эвакуации. 14 июля с оборудованием и семьями тружеников завода ушел первый транспорт - пароход "Десна", 17 июля - пароход "Восток". Вслед за ними с различными грузами были отправлены в тыл недостроенные транспортные суда "Труд", "Пролетарий" и "Балаклава".

Наиболее ценные грузы - материалы, аппаратуру, инструментальное хозяйство - вывезли на судах "Ленин" и "Крым". Был также произведен перегон заводских плавучих кранов и доков для обеспечения дальнейшего ремонта и оборудования судов и военных кораблей. На доках в тыл переправлялись важные государственные грузы, в частности паровозы, большое количество которых скопилось на подъездных путях осажденной Одессы. Под руководством докмейстера С. А. Лазукина их благополучно погрузили на док № 2. Так же умело были использованы два других дока. Практика морских перевозок не знала ничего подобного. Эти рейсы проходили в невероятно тяжелых условиях: перегону доков всячески препятствовали частые налеты вражеской авиации, суровые осенние штормы.

Образец мужества и самоотверженности показала команда дока № 10-64 под руководством главного докмейстера Н. А. Сокирко (организацию перехода этого дока разработал инженер Ф. Ф. Маховский). Вблизи Новороссийска док встретил свирепый норд-ост. К рассвету поднялся ветер, перешедший в 11-балльный шторм. Ледокол "Адмирал Макаров", буксировавший док, отдал оба якоря и, подрабатывая машинами, удерживал его от сноса на находившиеся рядом минные поля. В это время лопнула трень на браге, которой был закреплен буксирный трос. С каждой минутой нарастала опасность. Только благодаря самоотверженному труду команды удалось завести второй раз брагу и этим спасти док, жизнь членов команды и их семейств от неминуемой гибели.

Немало людей отличилось в дни перегона доков из Одессы на восток. Среди них старший механик Ф. Дрен, электромеханик Л. Зайцев, механики М. Кричанский и А. Дергачев, мотористы Я. Шнайдер, Н. Евлампиев, В. Васильев, боцман Ф. Булавин, матросы А. Котляр, В. Дубровный и многие другие.

 

В осажденной Одессе

В осажденной Одессе. В середине августа 1941 года фашистские захватчики вплотную подошли к Одессе и окружили ее. Осажденный город с Большой Землей связывал только один путь - морской: "дорога жизни". В те суровые дни моряки, судоремонтники, портовики трудились особенно напряженно и дружно. Благодаря их совместным усилиям в Одессу доставлялось все необходимое для обороны города, эвакуировались раненые, женщины, дети, вывозилось промышленное оборудование.

За 73 дня обороны Одессы суда Черноморского пароходства совершили более 900 боевых рейсов. Они доставили в осажденный город 58 тысяч человек пополнения и эвакуировали из него более 350 тысяч раненых и гражданского населения. А ремонтировал и оснащал все эти суда одесский судоремонтный завод № 1, впоследствии - завод имени 50-летия Украины, впоследствии - завод "Украина" и в наше время - судоверфь "Украина".

Судоремонтникам приходилось работать в тяжелейших условиях: сотрясались стены цехов, звенели осколки разбитых стекол, то и дело столбом вздымалась пыль, полыхал огонь от падающих вблизи авиабомб, но они продолжали работать, твердо зная, что каждое отремонтированное, вооруженное ими судно, каждая изготовленная деталь снаряда, орудия, танка приближает час победы.

Член Военного Совета Одесского оборонительного района, ныне вице-адмирал запаса, И. И. Азаров в своих воспоминаниях пишет: "Мне часто приходилось слышать на заводе: "Все сделаем для фронта, только отгоните врага!" Трудно переоценить подвиг рабочих и инженеров. В решениях Военного Совета OOP не раз выносилась благодарность коллективу завода, при этом часто повторялись фамилии Круглый, Крайний, Бублик, Голубов, Лупанов и многие другие"

Действительно, чтобы назвать всех, кто отдавал всего себя героической защите родной Одессы, нужно заполнить много страниц. Кроме тех, кого называет вице-адмирал И. И. Азаров, следует прежде всего вспомнить мастеров Б. М. Кировского, В. Т. Девяткина, И. А. Рябошапченко, бригадиров Р. М. Подольского, В. В. Исаева, Н. Ф. Ляшенко, котельщиков И. И. Череватюка, К. П. Каучука, X. П. Комардина, А. И. Полозенко, П. М. Пышкина, Г. П. Маера, Н. М. Тягней, электросварщиков В. А. Стебинского, П. В. Малецкого, такелажников А. И. Добровольского, М. Д. Марковского и многих других. Трудовую доблесть и изобретательность проявили в эти дни специалисты завода Н. А. Орел, В. С. Ветров, Д. Н. Рубин, Ф. Ф. Маховский, В. Ф. Куриенко, И. Н. Зимбровский, А. А. Бурак, Н. Ф. Петренко.

С самого начала войны силой, которая воодушевляла весь коллектив предприятия на самоотверженный труд во имя победы, была заводская партийная организация. Цехи, участки, ремонтируемые суда теперь стали местами их круглосуточного пребывания. На какой бы должности ни находились коммунисты - будь то исполнявший обязанности директора завода И. Евдотиев или повариха П. Дьяченко, секретарь парткома И. Веденьев или слесарь П. Кияновский, начальник корпусного цеха Д. Крайний или мастер механического цеха Г. Круглый, сверловщица Л. Жекова или старший мастер такелажников В. Лупанов - они всюду были впереди.

Защитникам Одессы потребовалось срочно перемонтировать и переставить орудия крупного калибра мощных береговых батарей. Несмотря на отсутствие специальных подъемных средств и приспособлений такелажники и корпусники судоремонтного завода взялись за выполнение этого ответственного задания и успешно с ним справлялись. Береговые батареи, вцементированные в скальный грунт, вместе со всей сложной техникой были быстро перебазированы.

 

В осажденной Одессе. Часть 2

В осажденной Одессе. Часть 2. Для обороны Одессы нужны были танки и судоремонтники быстро научились их выпускать. Для этого переоборудовались эвакуированные из районов области в Одессу мощные тракторы "СТЗ-НАТИ". Остов трактора покрывался броней из корабельной стали, обычно идущей на корпуса судов. Верхняя часть трактора срезалась. В центре его устанавливалась поворотная башня с люками. Новый вид оружия был достаточно грозным и метко разил врага.

В наиболее тяжелые дни обороны города, когда враг стал подвергать плотному артиллерийскому обстрелу цехи предприятия, судоремонтники, чтобы не прерывать выпуск танков, готовили их совместно с январцами на территории завода имени Январского восстания. Выпускали судоремонтники и бронепоезда. Один из них - "За Родину" прославился неоднократными огневыми налетами на гитлеровцев.

На предприятии остался мощный плавучий стотонный кран, за многолетнюю вахту прозванный "стариком". Неоценимую услугу оказывал он защитникам Одессы, сгружая с прибывших судов танки, зенитки, реактивные минометы БМ-13, "катюши" и другое оружие и загружая затем трюмы судов эвакуируемыми станками, оборудованием. Не было такого задания, которое бы дружная, преданная делу команда "старика" не выполнила точно и отлично. Огромный остов крана, его высокие стрелы служили хорошей мишенью для врага. Сотни царапин и глубокие вмятины свидетельствовали о том, как часто команде крана угрожала смерть.

Завод постоянно помогал одесским предприятиям, готовившим снаряжение для фронта. Так, судоремонтники в самый короткий срок провели сложную работу по монтажу и наладке кислородной станции, которая в течение всей обороны Одессы обеспечивала кислородом многие предприятия, фронтовые части, медицинские учреждения, суда.

Помогал судоремонтный завод и населению борющегося города. В конце сентября 1941 года в результате бомбежки были повреждены автоматические печи хлебозавода № 2. Однако на снабжении хлебом фронта и населения это не сказалось - тяжелую аварию спешно ликвидировали судоремонтники.

В дни защиты Одессы ощущалась большая нужда в пресной воде, так как Беляевский водопровод был перекрыт врагом. Судоремонтники открыли две артезианские скважины и подключили их в водопроводную магистраль Пересыпи. Ежедневно в течение трех часов заводы и жители Ленинского района получали воду.

Коллектив завода стоял на боевой вахте до последнего часа защиты родного города. Впоследствии, после эвакуации из Одессы, судоремонтники работали на родственных предприятиях в Астрахани, Баку, Махачкале, Красноводске, Туапсе, Керчи, Архангельске. Многие труженики завода с оружием в руках защищали Родину, отважно сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны.

Часть судоремонтников была оставлена в Одессе для подпольной работы. Секретарь парткома завода И. Н. Веденьев был первым секретарем подпольного Воднотранспортного райкома партии. Вместе со слесарем корпусного цеха Н. Ф. Вороновым-Мельниченко он принимал участие в выпуске подпольной газеты "Голос народа". В октябре 1942 года И. Н. Веденьева по доносу провокатора схватили гитлеровцы. Пытаясь бежать из фашистского плена, он выпрыгнул с третьего этажа и получил тяжелое увечье. Его подвергли новым пыткам, но сломить не смогли.

 

 

В осажденной Одессе. Часть 3

В осажденной Одессе. Часть 3. Начиная с середины июня 1943 года и до конца оккупации города на судоремонтном заводе активно действовала подпольная группа чекиста Николая Артуровича Гефта. Опытный инженер, немец, он пользовался у оккупантов неограниченным доверием.

Ближайшими соратниками Гефта были И. А. Рябошапченко - начальник механического цеха, рабочие того же цеха В. Л. Тихо-нин и И. Я. Мындра, бригадиры М. С. Берещук и Н. Ф. Ляшен-ко, студентка медицинского института Ю. Т. Покалюхина, сестра жены Н. А. Гефта 3. Н. Семашко, инженер-связист В. Э. Бурзи, направленный Центром в Одессу инженер-радист А. Г. Берндт, профессор доктор химических наук Э. К. Лопатто.

Советские патриоты добывали у врага ценную информацию, проводили большую пропагандистско-агитационную работу среди населения и немецко-румынских солдат, осуществляли крупные диверсии на кораблях фашистского военно-морского флота. Ловко и хитро, создавая "непреодолимые" трудности, они всячески затягивали ремонт кораблей. А нередко вражеские суда, выйдя в море после ремонта, погибали от взрывов. Это действовала подложенная подпольщиками в машинно-котельные отделения взрывчатка - на вид обыкновенный кусок каменного угля, которую изготовлял профессор Э. К. Лопатто. Всячески препятствовали подпольщики вывозу оборудования в фашистскую Германию.

Весной 1944 года, незадолго перед бегством из Одессы, фашисты решили угнать на работы в Германию рабочих предприятия. Окруженный со всех сторон автоматчиками, завод был превращен в концлагерь. Казалось, никто уже не сможет помочь судоремонтникам. Однако Н. А. Гефт нашел выход из положения: он организовал "проверку здоровья" согнанных в лагерь, а потом заявил фашистам, что многие, дескать, больны не только туберкулезом, но и тяжелыми инфекционными заболеваниями. Благодаря его находчивости было спасено более шестисот человек.

Сразу после освобождения Одессы майор Николай Артурович Гефт получил новое боевое задание: во главе разведывательно-диверсионной группы "Авангард" десантироваться северо-восточнее Кракова. В боях с фашистскими захватчиками на территории оккупированной Польши десантники уничтожили немало живой силы и техники врага. В конце августа 1944 года герой-разведчик погиб в неравной схватке в фашистами. Спустя несколько месяцев погиб и заместитель Н. А. Гефта В. Э. Бурзи. Командование отрядом принял В. Л. Тихонин - одесский судоремонтник. Отряд вписал немало славных страниц в историю борьбы за освобождение Польши.

Многие соратники Николая Артуровича Гефта жили и трудились в Одессе. Среди них - бригадиры Н. Ф. Ляшенко и М. С. Берещук, много лет проработавшие на судоремонтном заводе, бригадир завода имени Старостина И. Я. Мындра, мастер фабрики пианино И. А. Рябошапченко, врач Ю. Т. Покалюхина, механик-наставник Черноморского пароходства В. Л. Тихонин, работница кондитерской фабрики 3. Н. Семашко.

 

 

Возрождение завода

Возрождение завода. Утром 10 апреля 1944 года войска III Украинского фронта под командованием генерала армии Р. Я. Малиновского освободили Одессу от фашистских захватчиков. Перед одесситами встала задача - вдохнуть жизнь в мертвые предприятия, заставить их работать для фронта, для окончательной победы над врагом.

В акте Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков Одесский судоремонтный завод был назван среди полностью разрушенных и уничтоженных предприятий. Там, где высились корпуса, доки, стапеля, эллинги крупнейшего в стране судоремонтного предприятия, чернело огромное пепелище. Ущерб, нанесенный заводу оккупантами, составил 41 миллион 532 тысячи рублей (в прежнем исчислении).

11 апреля 1944 года состоялся заводской митинг, посвященный освобождению Одессы. Его открыл директор предприятия Иван Андреевич Лесовиков. Судоремонтники поклялись отдать все силы быстрейшему восстановлению родного завода.

Прежде всего нужно было очистить территорию от замаскированных бомб, мин, взрывчатки, проложить дорожки среди нагромождений камня, битого стекла, бетона, железа. Рабочие под руководством специалистов извлекали из-под обвалов остатки взорванного оккупантами оборудования, по-хозяйски собирали уцелевшие детали, по мере возможности монтировали из них станки и механизмы, строили первые времянки.

Цехи-времянки! Их хорошо помнят ветераны завода. Первую крышу, сколоченную из остатков жести, укрепили над полуразрушенным складом, где решено было создать механический цех. Под другим навесом приютился корпусный цех. Электрики привели в порядок чудом сохранившийся двигатель 6РК-30 и дали заводу ток. Заработал литейный цех, разместившийся в разрушенной бане. 8 декабре 1944 года уже работало 12 цехов, расположенных во времянках. Действовали электростанция, которую гитлеровцам помешала взорвать подпольная группа Н. А. Гефта, модельный, чугунолитейный, механический, деревообделочный, инструментальный, судокорпусный, слесарный и другие цехи. Обслуживала завод и предприятия города кислородная станция.

По очищенному от мин фарватеру в Одессу стали прибывать суда.

С первых же дней работы в освобожденном городе судоремонтники старались как можно больше помогать фронту. Военное командование поручило заводу срочно отремонтировать бронекатера.

Для их ремонта на заводе не было ни оборудования, ни приспособлений. Чтобы привести в порядок борта, приходилось креновать катер до 45 градусов, а все работы производить на плаву. Единственная тележка, оставшаяся от взорванного фашистами эллинга, вытаскивалась из воды паровозом с помощью канифас-блоков.

Та же тележка поднимала корму бронекатера для ремонта. И тем не менее задание было выполнено точно в срок. Впоследствии, 8 апреля 1945 года, командующий Черноморским военно-морским флотом от имени Президиума Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями большую группу наиболее отличившихся судоремонтников. Орденом Отечественной войны I степени - И. А. Лесовикова и С. Л. Черткова; орденом Отечественной войны II степени - Г. М. Круглого и А. К. Цымарного; орденом Красной Звезды - А. Т. Абрамова, Г. Я. Лихуту, Ф. Ф. Маховского, И. А. Рябошапченко, Ф. Т. Уманца; медалью "За боевые заслуги"- А. А. Добровольского, К. А. Левченко, И. В. Тарасова, В. И. Шварца.

 

Возрождение завода. Часть 2

Возрождение завода. Часть 2. Завод помогал фронту, но и фронт оказывал ему существенную помощь. Так, войска III Украинского фронта выделили для завода немало трофейного оборудования.

9 июня 1944 года судоремонтники обратились ко всем трудящимся Одессы с призывом включиться в соревнование за скорейшее восстановление родного города. Этот патриотический почин нашел горячую поддержку среди одесситов. Из руин и пепла подымали они порт, промышленные предприятия, электростанцию, городской транспорт, жилые дома, учреждения.

Все увереннее становился на ноги, наращивал темпы производства и судоремонтный завод. На предприятие пришли сотни новых рабочих. И хотя в большинстве своем это были женщины, они успешно освоили мужские специальности.

На 25 дней раньше намеченного срока под руководством мастера А. Н. Ефимчука была смонтирована и сдана в эксплуатацию турбогенераторная электростанция.

В это время партия и правительство страны и республики принимают ряд мер по интенсивному возрождению портов и судоремонтных заводов.

Вскоре был утвержден генеральный проект создания в Одессе нового мощного, оснащенного передовой техникой судоремонтного предприятия. Большую и сложную работу по проектированию завода осуществил совместно с коллективом судоремонтников Черноморниипроект. В создании проекта принимали участие нарком морского флота СССР П. П. Ширшов и начальник Главморпрома Наркомата В. А. Алферов.

А тем временем возвращались с фронта и из эвакуации кадровики, специалисты высокой квалификации. С ними коллектив чувствовал себя значительно увереннее.

Весной 1945 года на завод стало поступать оборудование из различных городов Советского Союза. Монтировать его было трудно, но работы велись успешно.

Тогда первым встал на ремонт теплоход "Земляк". Такелажники во главе с П. Г. Макеенко успешно выполнили очень сложную операцию - пристыковку носовой части судна. В те дни наши войска освобождали от фашистского ига народы Балканского полуострова. "Земляк" сразу же взял на борт снаряды и доставил их к берегам Болгарии. Вскоре после этого под руководством заместителя начальника корпусного цеха А. П. Олиферко и мастера Н. И. Левина были капитально отремонтированы котлы танкера "Советская нефть".

Радостной была весна 1945 года. В ночь на 9 мая по городу мгновенно разнеслась весть: "Победа!". Было еще совсем темно, а на завод уже стал стекаться трудовой народ. Когда блеснули первые лучи солнца, стихийно возник митинг. С великой победой судоремонтников горячо поздравили директор И. А. Лесовиков и председатель завкома профсоюза Г. Я. Лихута. Многие из них работников завода прошли славный боевой путь. Разве можно забыть пережитое, боевых друзей, не доживших до победного дня!

В канун двадцатилетия Дня Победы, 8 мая 1965 года, на первом участке завода, недалеко от судоремонтного пирса, был открыт памятник воинам-судоремонтникам, павшим смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны.

Один из них - гвардии майор Александр Демьянович Галецкий - был Героем Советского Союза. Вот слова из характеристики А. Д. Галецкого, хранившейся в заводском музее: "Галецкий Александр Демьянович работал мастером механического цеха с 1936 по 1941 год. В своей работе он много сил и времени уделял техническому обучению молодежи. Он активно участвовал в жизни завода, успешно организовал на своем участке стахановское движение, помогал отстающим. В нашем заводском коллективе А. Д. Галецкий вступил в ряды ВКП(б) и был до конца предан делу партии Ленина". ( адм. интересно, куда подевались эти материалы)

В самом начале войны командиру артвзвода Александру Галецкому не повезло: под Днепропетровском он был трижды ранен. После госпиталя Галецкий стал настойчиво добиваться отправки на фронт и в 1942 году ушел добровольцем на передовую. Вскоре он вновь был ранен.

В канун Октябрьских праздников 1944 года бойцы части гвардии майора А. Д. Галецкого писали его матери так: "Мы искренне благодарны Вам, Александра Викторовна, за воспитание бесстрашного воина-сына Александра Демьяновича. Мы под его командованием били проклятых фашистов на Днепре, Южном Буге, Днестре, Сене и Висле, на Украине, в Молдавии и Польше, освободили сотни населенных пунктов, вернули жизнь тысячам наших братьев, сестер, матерей и отцов".

9 апреля 1945 года Александру Демьяновичу Галецкому за боевые подвиги было присвоено звание Героя Советского Союза. А через семь дней, 16 апреля, на 32 году жизни, он пал смертью храбрых на подступах к Берлину. Похоронили героя на его родине - в Одессе.

Отгремели бои, зарубцевались раны, заросли травами окопы. Но из памяти народной никогда не изгладятся подвиги тех, кто, не щадя жизни, ковал победу над фашизмом.

 

Возрождение завода. Часть 3

Возрождение завода. Часть 3. В первые послевоенные годы завод продолжал работать в цехах-времянках. Не хватало еще необходимого оборудования, причалов, пирсов, складов. Тем не менее коллектив старался не сдавать своих передовых позиций. А надо сказать, что еще в военном 1944 году он занимал в соревновании первое место среди морских предприятий. Программу второго полугодия судоремонтники завершили к 22 декабря, а вся программа 1944 года, начиная с 10 апреля--дня освобождения Одессы,-была выполнена на 110 процентов.

С июня до конца года заводом были отремонтированы десятки боевых кораблей, многие из них - досрочно. Немало инициативы и энергии приложил в первый период восстановления завода его директор И. А. Лесовиков, возглавлявший предприятие с апреля 1944 года по сентябрь 1947 года.

Предприятие не только выпускало сложную продукцию, но и начало строиться наряду с капитальным заводским строительством. Было отремонтировано 10 жилых домов общей площадью 8 тысяч квадратных метров, восстановлены фабрика-кухня, детские сады, ясли.

В неимоверно трудных условиях суровой зимы 1945 года судоремонтники проложили мощный трубопровод от причалов нефтяной гавани до приемо-сдаточных пунктов нефтебазы. Не хватало труб, не было компенсаторов, клинкетов, приходилось использовать остатки труб и металла, найденные среди развалин. И все же трубопровод был сдан за 3 месяца и 8 дней. Он во много раз ускорил разгрузку крайне необходимых фронту и тылу бензина, керосина, нефти.

Одновременно были собраны и сварены три резервуара емкостью по 5 тысяч тонн каждый. Всю эту сложную работу возглавлял заместитель начальника производственного отдела Б. М. Кировский. Без устали, не считаясь со временем, работали бригады сварщиков и трубопроводчиков.

Хорошо потрудились судоремонтники и при восстановлении котлов городской электростанции, наладке автоматических печей хлебозаводов Одессы. Pix усилиями была пущена водонасосная станция в Беляевке, благодаря чему нормализовалось водоснабжение города. Коллектив завода принимал также активное участие в восстановлении Дворца пионеров на Приморском бульваре, многих школ города, служебных и жилых зданий.

 

 

 

 

 

 

 


  • NETSLOV это нравится



Кто читал эту тему? (Всего : 1) Игорь А. Вальчук:

"Заговори,и я скажу,кто ты!" Сократ





Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.