Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Структурный состав авиасоединений


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5610
  • 6190 сообщений
  • Создал тем: 756
  • 1532 благодарностей

Отправлено 08 May 2013 - 10:04

состав авиации, обороняющей Одессу в конце июля - начале августа: 


[font="arial, helvetica, sans-serif;"]69 ИАП (60 И-18 в середине августа, 19 боеготовых на 21 августа), командир подполковник А. Маринский, задача - защита города и порта. С 23 июля в ВВС Приморской армии.[/font]


[font="arial, helvetica, sans-serif;"]96 ОИАЭ ЧФ (7 И-153, 7 И-16), командир капитан Коробицын.[/font]


[font="arial, helvetica, sans-serif;"]70 МРАЭ ЧФ (СБ) под командованием майора И.А. Кравцова[/font]


[font="arial, helvetica, sans-serif;"]82 ОБАЭ ЧФ (МБР-2) под командованием майора И.Г. Чебаника[/font]


[font="arial, helvetica, sans-serif;"]7 ОАЭ ПВ, подчинена НКВД (МБР-2) под началом майора В.П. Соловьева[/font]





Кто читал эту тему? (Всего : 1) :

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5610
  • 6190 сообщений
  • Создал тем: 756
  • 1532 благодарностей

Отправлено 09 May 2013 - 01:23

 

Изображение 


Расстановка сил 22 июня 1941

К июню 1941 года государственную границу СССР с Румынией прикрывали соединения Одесского военного округа (командующий генерал-полковник Я.Т. Черевиченко) и пограничные войска Молдавского пограничного округа (начальник генерал-майор Н.Н.Никольский). С ними взаимодействовала Дунайская военная флотилия под командованием контр-адмирала Н.О. Абрамова. В состав округа входили 9-й особый, 35, 14, 48 и 7-й стрелковые, 2-й кавалерийский, 2-й и 18-й механизированные корпуса, 150-я и 116-я стрелковые дивизии, два укрепленных района (80-й и 82-й), а также три авиационные дивизии. Согласно мобилизационному плану округ с началом войны часть сил должен был выделить для формирования полевого управления 9-й армии, в которую входили все соединения, за исключением 9-го особого корпуса, дислоцировавшегося в Крыму, и 7-го корпуса, находящегося в резерве Главного Командования. Армия развертывалась по рекам Прут и Дунай в полосе 480 км от Липкан до Черного моря

Вдоль Днестра на старой (1940 г.) государственной границе находились 80-й и 82-й укрепленные районы (УР). Они имели оборонительные сооружения почти по всей полосе округа на глубину 4–6 км. Так, 82 УР, обороняя фронт 150 км, имел 262 пулеметных и 22 артиллерийских долговременных сооружения, насчитывал более 10 тыс. человек личного состава, около 100 орудий, 632 станковых и 285 ручных пулеметов, а также другое вооружение. [5]

80-й УР (Рыбницкий укрепрайон) правым флангом начинался у села Грушка на берегу реки Днестр и практически смыкался правым флангом с Могилёв-Подольским УРом. Далее он располагался по берегу реки через населённые пункты Кузьмин, Каменка, Подойма, Рашково, Белочи, Рыбница, Попенки, Бугучаны, Цыбулевка, Гоян и заканчивался у места впадения реки Ягорлык в Днестр, почти смыкаясь в Тираспольским укрепрайоном.

82-й (Тираспольский УР) имел главнейшими направлениями дубоссарское и григориопольское, где его глубина достигала 5–8 км. Правый фланг ТиУР представлял отсечную позицию проходившую по речке Ягорлык, одновременно являясь стыком с Рыбницким укрепленным районом, от села Гояны укрепрайон шел вниз по течению Днестра по его восточному берегу через Дубосары – Григориополь – Тирасполь – Троицкое – Маяки. То есть левый фланг опирается на берег Днестровского лимана.

Механизированные корпуса были укомплектованы танками и личным составом в различной степени: 2мк – 32396 чел (90 %) и 527 танков, а 18мк – 26879 чел (75 %) и 282 танками. [6]

Изображение 

Ближе к середине дня 22 июня Народный комиссар ВМФ приказал Военному совету ЧФ нанести бомбовые удары по Констанце и Сулине с задачей уничтожения баз: нефтебаков, складов, мастерских, кораблей и железнодорожных депо. [1]

События 23 июня 1941 года

23 июня 1941 г. ВВС Черноморского флота произвели три налета на Констанцу. В них принимали участие 2 полка ВВС Черноморского флота: 2-й минно-торпедный авиаполк, вооруженный ДБ-ЗФ, и 40-й авиаполк, вооруженный бомбардировщиками СБ. Организационно оба полка входили в состав 63-й авиабригады.

ДБ-3Ф:

Изображение 

СБ:

Изображение 

Первый налет был произведен с 6 ч. 35 мин. до 7 ч. 42 мин. 63-й авиабригадой в составе 33 самолетов ДБ-3 и 27 самолетов СБ, которые бомбардировали зернохранилище, элеватор, нефтегавань и нефтегородок в Констанце, аэродром Мамая и батарею в Тапая. В ходе налета был потерян один СБ. [2]

Изображение 

Первый удар по румынской военно-морской базе Констанца был хорошо продуман, организован и оказался внезапным для неприятеля. Самолеты выходили к базе на высоте 5000–7000 м, после чего приглушали моторы, переходили в планирование и с высот 3500–5000 м из-за облаков сбрасывали смертоносный груз.

..Противовоздушная оборона Констанцы включала 18–20 батарей зенитной артиллерии, 12–15 прожекторов, а также примерно 30 истребителей. … Прожектористы смогли создавать световые поля лишь до высот 2000–2500 м; здесь же патрулировали румынские истребители. Советские самолеты относительно легко склонялись от перехватов, скрываясь в облаках или темных частях неба.

Им противостояли части «Авиационного командования Добруджа», куда входили 101-й и 102-й морские отряды (имели на вооружении преимущественно итальянские летающие лодки S.55, S.62bis и Cant Z.501), 53-я истребительная эскадрилья на британских истребителях «Харрикейн-I», в помощь которым в первые дни войны привлекли 43-ю истребительную эскадрилью на PZL P-11f (построенных в Румынии по польской лицензии). Кроме того, этому командованию придали немецкий 8-й отряд спасения на море (был оснащен поплавковыми самолетами Не59).

Следовательно, значительных сил истребительной авиации для прикрытия Констанцы румыны не выделили. Основными типами истребителей, которые вылетали ночью, были устаревшие монопланы-парасоли PZL P-11 f, близкие по летно-тактическим данным к советским бипланам И-15.

Изображение 

Хорошо освоенные личным составом, эти машины, однако, не имели какого-либо дополнительного оснащения для выполнения ночных полетов (например, навигационных приборов), вооружались всего двумя пулеметами нормального калибра и уступали в скорости советским бомбардировщикам СБ и ДБ-3. [1]

Второй налет силами семи ДБ-3 был произведен с 13 ч. 50 мин. до 14 ч. 04 мин. Наши самолеты бомбили военный мол, район железнодорожных мастерских и нефтегородок.

Третий налет девять ДБ-3 произвели в 17 ч. 35 мин., сбросив бомбы на нефтегородок, железнодорожные мастерские и элеватор.

В тот же день, в 13 ч. 04 мин. шесть СБ бомбили склады и транспорты в Сулине. А всего за сутки на Констанцу и Сулину было сброшено 54 бомбы ФАБ-500, 22 бомбы ФАБ-250, 90 бомб ФАБ-100 и 336 бомб ЗАБ-2,5. [2]

Как отмечали румыны, в городе и крепости действительно в результате налета возникли серьезные разрушения, а вот близлежащие аэродромы не пострадали. Во всяком случае, с Мамайи и Сюит-Геола беспрепятственно действовали румынские истребители. Вылетевшие на перехват истребители ПВО Констанцы каких-либо успехов в тот день не добились. А вот лейтенант X. Агаричи (Н. Agarici) из 53-й эскадрильи, которому командир эскадрильи капитан Э. Георгеску (Е. Georgescu) приказал перегнать «Харрикейн» для ремонта в Бухарест, по иронии судьбы, неожиданно наткнулся на возвращавшуюся группу СБ. Румынский летчик воспользовался предоставленным шансом и заявил о трех победах, из которых две ему зачли наземные службы. В действительности был сбит бомбардировщик 1-й эскадрильи 40-го бап, который пилотировал лейтенант Я. Никонов.

В целом 23 июня принес заметный успех ВВС ЧФ при незначительных потерях. Правда, 11 самолетов вернулись с серьезными повреждениями от зенитного огня и обстрела истребителей, они нуждались в ремонте. [1]

События 24 июня 1941 года

Тот факт, что многим экипажам 2-го и 40-го полков накануне удалось с честью выйти из сложных ситуаций, укрепил уверенность летного состава в своих силах. Фотоснимки подтвердили высокие результаты первых налетов. Поэтому понятно решение командования продолжить налеты на объекты противника. Однако противодействие неприятеля заметно возросло, что оказалось неожиданным неприятным сюрпризом. [1]

Утром 24 июня с 6 ч. до 6 ч. 35 мин. четырнадцать бомбардировщиков ДБ-ЗФ и восемнадцать СБ вновь бомбили порт в Констанце и близлежащий аэродром Мамая. На подходе к Констанце наши самолеты встретили шестнадцать румынских истребителей Хе-112.

Изображение 

Советские самолеты сумели отбомбиться, но потеряли три ДБ-ЗФ и семь СБ. По сообщениям наших летчиков, было сбито одиннадцать румынских истребителей, но это, видимо, преувеличение. На аэродроме Мамая, по германским данным, было уничтожено три истребителя Ме-109Ф.

Вечером Констанцу бомбили два ДБ-ЗФ. Их перехватили германские истребители. Наш бомбардировщик ДБ-ЗФ сбил один Ме-109Ф, но пилот оберфельдфебель Вальтер спрыгнул с парашютом и был спасен румынским гидросамолетом SM-62.

Всего за день авиация Черноморского флота произвела на Констанцу 40 самолетовылетов, сбросив 2 бомбы ФАБ-100, 21 бомбу ФАБ-500, 30 бомб ФАБ-250, 18 бомб ФАБ-100 и 6 бомб РРАБ-3. [2]

Фактически был повторен ночной удар (имеется в виду вылет в ночь на 23 июня, да и в ходе дневных рейдов наши бомбардировщики пользовались уже отработанными маршрутами), а это привело к потере такого важного фактора, как внезапность. На подходе к цели ударную группу встретили вражеские истребители. Налет оказался неудачным, бомбардировщики понесли большие потери.

К сказанному можно добавить, что советские бомбардировщики продолжали действовать на высотах 1800–4000 м эскадрильями и даже отдельными звеньями. Хотя уже по опыту советско-финской войны был сделан вполне обоснованный вывод о том, что на самолетах ДБ-3 и ДБ-3ф необходим при дневных вылетах четвертый член экипажа – воздушный стрелок, однако 23 и 24 июня подразделения 2-го мтап вылетали на задания без него.

Еще одна причина высоких советских потерь – и весьма важная – состояла в том, что немцы оперативно перебросили в окрестности Констанцы полностью укомплектованную авиагруппу III/JG52, которую накануне первой в люфтваффе вооружили 47 новейшими машинами Bf109F-4. Эта часть, подчинявшаяся непосредственно командующему авиацией немецкой военной миссии в Румынии генералу В. Шпайделю, получила приказ перебазироваться с аэродромов Бухарест-Пипера и Мизил (в 100 км северо-восточнее столицы Румынии) в Мамайю (в 50 км севернее Констанцы).

Изображение 

По данным противника, утром 24 июня они перехватили группу, по крайней мере, из 20 бомбардировщиков с красными звездами на подходе к Констанце и Мамайе, добились многочисленных побед. Их счет открыл обер-ефрейтор Ф. Ваховяк (F. Wachowiak) — сбитый им в 7 ч 15 мин по среднеевропейскому времени бомбардировщик упал на окраине Констанцы. Немцы утверждают: истребители III/JG52 сбили в ходе вылета 12 ДБ-3, еще 4 победы одержали румынские истребители, а дивизионы из 254-го и 905-го зенитных полков добились прямых попаданий в СБ и ДБ-3 над Констанцей.

Реальность была не столь однозначной. Советская сторона задействовала 18 СБ и 16 ДБ-3, сбросивших 32,5 т фугасных бомб, включая 12 тяжелых ФАБ-500, и признала потерю 7 и 3 машин соответственно. Несмотря на еще более усилившееся противодействие, большинство экипажей летчиков-черноморцев прорвались к целям, сохранив плотный строй. Отмечались прямые попадания в ангары и портовые сооружения, а несколько бомб вновь взорвались на территории нефтегородка. Одно из подразделений ДБ-3 метко сбросило смертоносный груз на летное поле Мамайи – три новейших «мессершмитта» сгорели. … Наши экипажи доложили об уничтожении в воздушных боях 11 (!) «мессершмиттов», которые «с дымом уходили в сторону моря». А по немецким данным, в воздушном бою сосредоточенным огнем стрелков 2-го мтап ст. сержантом И. П. Кузнецовым, сержантами И. Д. Мельниковым и Н. П. Смирновым был сбит лишь один Bf109F. [1]

Таким образом, в действительности воздушным атакам против Констанцы противостояло около 40 современных истребителей Bf109F, еще около 30 He112, и около 40 румынских PZL P-11 f. Все «мессершмитты» базировались на аэродром Мамайи.

Изображение 
  Изображение 

 

http://lib.rus.ec/i/23/396823/i_014.jpg 

 

http://lib.rus.ec/i/23/396823/i_015.jpg 

 

До весны 1940 г. позиция командования ВВС относительно ТБ-3 являлась однозначной: самолет полностью устарел, ни на роль бомбардировщика, ни десантно-высадочного самолета он уже не годен. Предполагалось отобрать машины поисправнее для военно-транспортной авиации и ГВФ, а остальные – списать. За год из ВВС хотели изъять в общей сложности 330 ТБ-3. Это при том, что на 1 февраля 1940 г. их общий парк в ВВС составлял 509 самолетов, из них 100 неисправных. На втором месте по численности стояли ТБ-ЗР; их имелось больше сотни, причем до 90 % могли подняться в воздух. Чуть поменьше имелось самолетов с М—34 и М-34РН; из них тоже 75–80 % числились боеготовыми. Средний ресурс планеров составлял около 30 %. Из всего этого количества непосредственно в строевых частях находилось 459 ТБ-3 (из них 92 неисправных). Уже готовилось решение о полном снятии этого типа с вооружения.

http://lib.rus.ec/i/23/396823/i_021.jpg 

 

http://lib.rus.ec/i/23/396823/i_022.jpg

Примечание: На фото экипаж зам комэска 2-го МТАП к-на М.А.Шульца (крайний справа) в составе (справа – налево) начальника МТС эскадрильи к-н Ф.И Калмыкова, младших сержантов Третьякова В.Н и Палкина Р.К. В этом составе экипаж в реальной истории вылетел 16 июля 1941 на бомбардировку Плоешти. В полете пилот потерял пространственную ориентацию и самолет вошел в штопор. Машину смогли покинуть Шульц и Калмыков. Парашют Шульца зацепился за оперение и он погиб вместе с машиной.

 

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5610
  • 6190 сообщений
  • Создал тем: 756
  • 1532 благодарностей

Отправлено 23 June 2013 - 14:40

Краткая история 9-го Гвардейского ИАП  

Прославленный 9-й Гвардейский истребительный авиационный Одесский Краснознамённый ордена Суворова полк, вошёл в историю Военно - Воздушных Сил страны как полк советских асов, в составе которого сражалось 28 Героев Советского Союза, 4-м из них это высокое звание было присвоено дважды. По боевым заслугам полк не имел себе равных в наших ВВС нашей страны.

Это единственный истребительный полк, участник героической обороны Одессы. За защиту Одесского неба полк был награждён орденом Красного Знамени, а 12 его лётчиков удостоены высокого звания Героя Советского Союза. В Марте 1943 года полк был преобразован в Гвардейский, а в Мае того же года получил почётное наименование - "Одесский".

Полк участвовал в тяжёлых весенне - летних боях 1942 года под Харьковом, в междуречье Дона и Волги и особо отличился в Сталинградской битве, где стал полком советских асов.

9-й Гвардейский истребительный полк советских асов проявил себя в боях за освобождение Сталинградской и Ростовской областей, Мелитополя, Донбасса и Крыма, принимал участие в штурме Берлина. За образцовое выполнение заданий в Восточной Пруссии полк был награждён орденом Суворова III степени.

История этого полка достаточно полно отражена в книге Дмитрия Яковлевича Зильмановича "На крыльях Родины". Автор книги, ветеран авиации, вместе с героями книги в боевом строю встретил начало Великой Отечественной войны, испытал горечь неудач первых месяцев смертельной схватки с врагом, праздновал победы, когда наши лётчики выигрывали воздушные бои. Большинство лётчиков, которым посвящена книга, автор знал лично, встречался с ними на аэродромах, наблюдал их воздушные схватки, радовался их успехам, переживал их неудачи и горечь потерь.

*  *  * ФРОНТОВЫЕ ПУТИ - ДОРОГИ  

Этот полк принадлежит к числу тех частей советских Вооружённых Сил, которые с первого дня Великой Отечественной войны встали на защиту священных воздушных рубежей нашей Отчизны и вели бои с немецко - фашистскими захватчиками на важнейших и решающих направлениях советско - германского фронта.

Лётчики полка участвовали в героической обороне Одессы, в боях под Харьковом, прошли через пламя Сталинградской битвы, освобождали Ростов, Таганрог, Мелитополь, Донбасс, Крым, Советскую Прибалтику и закончили боевой путь в небе над Берлином.

Часть была сформирована в Сентябре 1939 года на базе 6-й истребительной авиаэскадрильи 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 3-й авиационной армии особого назначения, а также лётного и технического состава ещё 3-х эскадрилий той же армии. Её возглавили командир майор Павел Николаевич Баранов, военком старший политрук Николай Андреевич Верховец, начальник штаба капитан Виктор Семёнович Никитин, помощник командира майор Лев Львович Шестаков и старший инженер Николай Яковлевич Кобельков.

На должности командиров и военкомов эскадрилий были назначены Леонтьев и Н. А. Пискунов, Матвеев и Ю. Б. Рыкачев, И. Е. Капустин и Ф. Н. Дубковский, П. Жидков и И. А. Никитин, инспектором по технике пилотирования полка - капитан М. Д. Хвостов, инженерами: по вооружению - И. А. Орлов, по специальному оборудованию - Ф. А. Пронин, инженерами эскадрилий - Д. В. Спиридонов, П. Ф. Фёдоров, Б. Я. Воробейчик, А. П. Золотарев, а позднее сменившие их Н. Ф. Юдин и Н. А. Бутов. Все они являлись надёжными руководителями своих подразделений и служб.

Едва закончилось укомплектование эскадрилий и формирование служб, как полк получил приказ перелететь на постоянное место базирования в Одессу, на школьный аэродром № 1. Здесь он вошёл в состав 21-й смешанной авиадивизии  ( САД ), которой командовал полковник Д. П. Галунов.

Близость границы, ответственность за выполнение задач по охране неба Одессы, возложенных на полк, потребовали от всего личного состава постоянной и полной боевой готовности.

Напряжённую лётную подготовку в полку организовал возглавляемый В. С. Никитиным штаб. В него вошли В. С. Никонов, А. К. Геймбергер, Н. Я. Носачев и другие командиры, ставшие во главе соответствующих служб. Большую заботу о личном составе проявлял врач полка М. М. Шаньков.

Активную работу развернула партийная организация, насчитывавшая 80 человек. Первым парторгом полка был воентехник 1-го ранга П. С. Довгаленко, затем его сменил К. С. Пирогов. Ответственным секретарём бюро комсомольской организации, имевшей в своем составе свыше 200 комсомольцев, был избран заместитель политрука А. А. Ванеев. С начала формирования и до 1944 года на должности инструктора полка по пропаганде находился старший политрук Б. Л. Гловацкий.

Высокое чувство долга, ответственности и, конечно, напряжённая работа всего личного состава обеспечивали выполнение первоочередных задач.

В конце декабря 1940 года из части на курсы при командно - штурманской академии ВВС был отправлен П. Н. Баранов, умелый командир и наставник. На его место в Январе 1941 года прибыл майор Алексей Николаевич Марьинский, проработавший более 9 лет в военно - учебных заведениях. Под его командованием 69-й истребительный полк и встретил первый день войны. А с 16 Августа 1941 года часть принял майор Лев Львович Шестаков.

Большую помощь в руководстве и организации боевой и политической подготовки оказывали полку командир 21-й САД полковник Д. Галунов, его заместители бригадный комиссар С. Михайленко и майор А. Митенков, начальник штаба подполковник Д. Кириллов, начальники служб штаба и управления дивизии.

*  *  *    

Боевое крещение 69-й полк получил 22 Июня 1941 года в составе 21-й САД, взаимодействуя с 67-м и 146-м истребительными, 5-м скоростным бомбардировочным и 11-м легкобомбардировочным полками этого соединения. Уже в самом начале воины на боевом счету дивизии - первые победы над гитлеровцами и их румынскими союзниками. Более 20 самолётов противника сбили лётчики дивизии в первый день войны, а к концу Июля счёт сбитых вражеских машин был доведён до 150.

В те дни поэт С. Михалков посвятил лётчикам 21-й дивизии стихотворение, в котором были такие строки:

 

Сто пятьдесят самолётов С чёрными крестами на крыле Хотели победы в воздухе И смерть нашли на земле...

   

Разгоревшиеся ожесточённые бои становились с каждым днём всё тяжелее. Полк вёл боевые действия на подступах к Одессе. С начала её обороны, 5 Августа 1941 года, 69-й ИАП вошёл в состав ВВС Одесского оборонительного района под командованием В. Н. Котрова и был единственной из авиационных частей, которая вела боевые действия до эвакуации героических защитников этого города в Крым и имела с 19 Августа в своём составе ещё эскадрилью морских лётчиков 8-го ИАП ВВС Черноморского флота во главе с капитаном Ф. И. Демченко и 5 самолётов Ил-2 под командованием лейтенанта Н. П. Кутейникова.

115 суток, из них 73 в условиях осады, сражались лётчики полка, защищая город и порт от фашистских захватчиков. Уже тогда полк назывался Одесским, а его авиаторов, по имени командира, называли - шестаковцами.

*  *  *    

Боевые действия 69-го истребительного авиационного полка в осаждённом городе были беспрецедентными. С начала обороны Одессы взлетать приходилось в непосредственной близости от линии фронта под постоянным обстрелом артиллерии противника. За короткое время на аэродромах базирования полка разорвалось более 1000 снарядов.

Назовём несколько из разработанных и использованных полком в тех боях новых приёмов борьбы:

- массовое использование лёгкого истребителя И-16 в качестве штурмовика, что было обеспечено установкой на всех самолётах системы подвески и пуска реактивных снарядов PC-82, а так же - бомб и бомбосбрасывателей;

- оборудование и использование на И-16

- борьба с большими группами бомбардировщиков противника в ночное время;

- разработка и использование тактики борьбы с вражеским самолётом PZL P-24, имеющим меньший радиус виража, чем И-16.

Вплоть до самой эвакуации из Одессы лётчики вели активные боевые действия и сбили 94 самолёта и 3 планера противника. Ещё 20 машин было уничтожено при штурмовках вражеских аэродромов. "Личный состав 69-го истребительного авиационного полка, - указывалось в представлении части к награждению орденом Красного Знамени, - за период с 22 Июня по 8 Сентября 1941 года проявил в разгроме фашистских варваров героизм и беспредельную преданность Коммунистической партии и социалистической Родине... 69-й истребительный авиационный полк, нанося противнику сокрушительные удары, обеспечивал нашим войскам выполнение приказа Народного комиссара обороны по защите города Одессы... Бойцы и командиры наземных войск восхищались героическими подвигами лётчиков 69-го ИАП, неоднократно присылали благодарности за боевую помощь..."

Вступивший в командование Приморской армией генерал - майор И. Е. Петров, отмечая особые заслуги полка, в одном из приказов писал, что "лётчики 69-го ИАП своей беззаветной преданностью делу Коммунистической партии и храбростью открыли новую страницу в истории нашей боевой авиации..."

Законом жизни для авиаторов стал приказ: "Одессу не сдавать и обороняться до последней возможности..."   Даже раненые и больные не покидали строя. До последнего дня, когда осажденные войска получили приказ оставить город, во время эвакуации, полк вёл непрекращающуюся борьбу с врагом.

*  *  *    

Высоко оценил советский народ подвиг Одессы, назвал его городом - героем. И в этом городе бессмертной славы высоко чтят героев - освободителей, лётчиков 69-го  ( 9-го Гвардейского ) истребительного авиационного полка.

Останки погибших Героев Советского Союза В. Т. Топольского, С. А. Куницы, М. Е. Асташкина, М. И. Шилова и А. А. Маланова покоятся под сенью серебристых тополей Аллеи Славы у подножья Вечного огня.

Именами Героев Советского Союза Л. Л. Шестакова, В. Т. Топольского, С. А. Куницы, М. Е. Асташкина, М. И. Шилова и А. А. Маланова названы улицы Одессы.

На мемориальной доске памяти героических защитников города - героя в сквере у Одесского академического оперного театра имени А. В. Луначарского начертаны имена Героев Советского Союза: В. Т. Топольского, С. А. Куницы, М. Е. Асташкина, М. И. Шилова, А. А. Маланова и А. А. Елохина.

*  *  *    

Потери были серьёзными, но полк как боевая единица сохранился. 30 Ноября 1941 года он прибыл в Закавказье для пополнения и переучивания на новый самолёт ЛаГГ-3. Почти одновременно пришёл приказ о переформировании в 2 полка. Во вновь формируемый полк  ( условно названный 69-м литерным ) вместе с командиром майором Ю. Б. Рыкачевым вошли военком старший политрук Ф. Н. Дубковский, старший инженер полка П. Ф. Федоров. Начальником штаба полка стал капитан В. С. Никонов, а парторгом - бывший комсорг части младший лейтенант А. А. Ваниев.

Командование и штаб 69-го ИАП провели большую работу по формированию эскадрилий. В первую их них командиром и военкомом были назначены А. Т. Череватенко и В. В. Шелемин, во вторую - М. И. Гулибин и Е. И. Торбеев. Партийным секретарем оставался К. С. Пирогов, а секретарем комсомольской организации полка избрали механика старшину Д. И. Кацена. Старшим инженером полка, вместо убывшего на новое место службы Н. Я. Кобелькова, стал Д. В. Спиридонов.

В самый разгар освоения нового самолёта пришла радостная весть: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество 69-й истребительный авиационный полк награждался орденом Красного Знамени. В тот же день другим указом М. Е. Асташкину, А. А. Елохину, И. Г. Королеву, С. А. Кунице, А. А. Маланову, П. В. Полозу, Ю. Б. Рыкачеву, В. А. Серогодскому, В. Т. Топольскому, А. Т. Череватенко, Л. Л. Шестакову, М. И. Шилову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"; 5-м это звание было присвоено посмертно. "Наш народ любит и чтит своих Героев, - писала тогда "Правда" в статье "Гордость советского народа". - Их пример зовёт в бой против врага всех, у кого в груди бьётся сердце советского патриота".

С большим подъёмом прошли в полку митинги, посвящённые награждению. Лётчики и техники торжественно обещали ещё лучше готовиться к предстоящим боям. И их слова не расходились с делами.

Вскоре приказом Народного комиссара обороны за проявленную отвагу в боях с фашистами, за стойкость, мужество и героизм личного состава 69-й Краснознамённый истребительный авиационный полк был преобразован в 9-й Гвардейский. С гордостью воспринял личный состав вступление в советскую гвардию. 1 Июня стало памятным днём для авиаторов: военный комиссар Закавказского округа Герой Советского Союза полковой комиссар Якименко вручил полку Гвардейское знамя.

- Гвардейцы !   О доблести вашей можно слагать легенды, - заканчивая свое приветствие, говорил Якименко. - Вы в неравных боях показали храбрость, стойкость, воинское умение и достойны Гвардейского знамени. Так храните эту святыню как зеницу ока. Несите её высоко через все трудности - к победе !

Сняли лица авиаторов - тех, кто в боях завоевал это знамя, и тех, кто под сенью его становился новым членом славной Гвардейской семьи.

Чётко и торжественно прозвучали слова клятвы, произнесённые командиром полка Героем Советского Союза Гвардии майором Л. Л. Шестаковым и вслед за ним всеми Гвардейцами:

- Мы клянёмся до последнего дыхания, пока стучат сердца, быть верными партии, народу и тебе, наша святыня !   Мы отомстим врагу за смерть наших братьев и слезы матерей !   Клянёмся !

Учебные будни стали ещё напряжённее. Весьма интенсивно проходили полёты. Все готовились к предстоящим боям.

"Опыт фронтовиков сделать достоянием всех !" - требовал Шестаков. Это требование было подхвачено авиаторами. Высокую оценку часть получила при проверке её готовности вылета на фронт.

10 Июня 1942 года полк в полном составе на самолётах ЛаГГ-3 вылетел под Харьков на один из участков решающего в тот период Южного фронта. Наши войска вели ожесточённые бои против вражеских войск на Изюмском, Купянском, Бурлуцком и Ольховатском направлениях. Полк был включён в только что сформированную 268-ю истребительную авиационную дивизию генерал - майора Бориса Арсеньевича Сиднева  ( с весны 1944 года ею стал командовать полковник И. И. Гейбо ), которая входила в Воздушную армию под командованием Героя Советского Союза генерал - майора Тимофея Тимофеевича Хрюкина.

Прикрывая наши наземные войска и взаимодействуя с 271-й бомбардировочной дивизией, лётчики полка способствовали успешному выполнению приказа - задержать фашистскую танковую группировку и не допустить её продвижения на Купянск. В Июньских боях Гвардейцы сбили 17 самолётов противника.

Командование полка занималось подготовкой и организацией боевых вылетов каждой группы, каждого экипажа. Разбирались новые тактические приёмы противника, вырабатывались контрмеры. Полк перешёл от полётов малыми группами к массированным боевым вылетам группами по 20 - 24 самолёта.

В те грозные для страны дни личный состав части с величайшей ответственностью воспринял приказ Наркома обороны покончить с отступлением. "...Каждый командир, каждый красноармеец, политработник должен понять, - говорилось в приказе, - что наши средства не безграничны. Советское государство - это не пустыня, а люди: рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы, жены, братья, дети..."   "Ни шагу назад !" - звучал призыв, и этот призыв для Гвардейцев стал законом их фронтовой жизни, который они понимали как необходимость отдавать делу разгрома захватчиков весь свой боевой опыт, все силы.

*  *  *    

Захватив весной 1942 года инициативу, противник начал наступление и в Июне вышел к Воронежу, верхнему течению Дона и захватил Донбасс.

В трудных условиях оказался 9-й Гвардейский ИАП, технический состав которого вынужден был переправляться за Дон с боями. Лишь благодаря мужеству и стойкости Гвардейцев, наземный состав полка под руководством В. С. Никитина, Д. В. Спиридонова, М. М. Шанькова, политработников К. С. Пирогова, Б. Л. Гловацкого, Д. И. Кацена избежал окружения, сумел сохранить свой состав и прибыл на аэродром базирования с Гвардейским знаменем и боевыми документами.

Вскоре был создан Сталинградский фронт, и 23 Июля 9-й ГвИАП вошёл в состав его войск.

Командующий 8-й Воздушной армией генерал - майор авиации Т. Т. Хрюкин внимательно следил за боевой работой 9-го Гвардейского и высоко ценил его успехи. Особую благодарность командарма шестаковцы заслужили за умелое прикрытие "дефицитных" тогда штурмовиков Ил-2.

Совершенствуя тактику прикрытия, они начали практиковать посылку в район боевых действий штурмовиков группы истребителей, чтобы сковать действия самолётов противника. В то же время другая группа выполняла задачи непосредственного прикрытия. Этот тактический приём позволил уменьшить потери лётного состава. Были внесены также существенные изменения и в тактику действий истребителей над целью.

Потребовалось пересмотреть и выработать наиболее рациональные приёмы ведения воздушной разведки: набор высоты при следовании в район цели, снижение в её районе до 500 - 600 метров, просмотр объектов разведки с бреющего полёта и уход с набором высоты - при этом нужно было внимательно следить за тем, чтобы не привести на свой аэродром "хвост", то есть вражеский самолёт.

Слава о шестаковцах гремела по всему фронту. Армейская газета "Сталинские крылья" назвала имена 12 лётчиков 8-й Воздушной армии, лично сбивших вместе 123 и в групповых боях 108 фашистских истребителей и бомбардировщиков. В числе первых названных были лётчики из 9-го Гвардейского полка.

Высокую оценку действиям Гвардейцев давали центральные газеты. "В ожесточённых боях за Сталинград, - писала "Красная Звезда", - полк увеличил свой боевой счёт ещё на 50 немецких машин. Большинство вылетов было произведено здесь на прикрытие штурмовиков, и эту весьма важную задачу лётчики выполняли блестяще: от атак вражеских истребителей штурмовики не имели ни одной потери".

В тяжёлых боях под Сталинградом генерал Т. Т. Хрюкин умело маневрировал силами  ( 300 самолётов против 1200 вражеских ), сосредотачивал почти всё, что было возможно, на направлениях, где возникала наибольшая опасность для обороны. Здесь он решил осуществить свою давнюю мечту - создать специальную авиационную истребительную часть для выполнения особых задач. Командующий армией предполагал подобрать для этой цели наиболее опытных лётчиков из истребительных полков своей Воздушной армии.

"Это должны быть асы в полном смысле слова, - говорил Хрюкни. - Только тогда они смогут справиться со сложными задачами в любых условиях, а часть в целом оправдает своё назначение".

"...В разгар Сталинградской битвы, - пишет в своих воспоминаниях генерал - полковник авиации А. Г. Рытов, - немецкое командование перебросило туда 52-ю эскадру, считавшуюся ударной мощью германской авиации. Её костяк составляли ветераны Люфтваффе. Многие из них участвовали в боях па стороне Франко в Испании. Делалась ставка на то, чтобы навести страх и ужас на защитников советского неба.

Против отборных фашистских вояк требовалось создать не только надёжный щит, но и разящий меч, который бы оказался в состоянии нанести по ним смертельный удар, развеять в прах не в меру раздутую славу фашистских асов. С этой целью и был сформирован 9-й истребительный полк. В его ряды влились многие уже прославленные к тому времени советские лётчики. При отборе к ним предъявлялись высокие требования: иметь на своём счету не менее 5 сбитых фашистских самолётов, являть собой пример отваги и товарищеской верности. Преобладающее число лётчиков было коммунистами, готовыми в критическую минуту умереть, но не изменить военной присяге. Возглавил отборную Гвардию советских асов бесстрашный боец и талантливый авиационный командир Лев Львович Шестаков".

Личный состав полка находился на переучивании в глубоком тылу, когда штаб 8-й Воздушной армии развернул работу по отбору и пополнению части лучшими авиаторами. Группа технического состава убыла в Саратов на авиационный завод для изучения и получения новых самолётов Як-1.

В конце Сентября - начале Декабря 1942 года в 9-й полк были направлены Герои Советского Союза И. Д. Баранов и А. В. Мартынов  ( вскоре убыл из полка ), прославившиеся в боях лётчики Г. П. Кузьмин, А. Ф. Ковачевич, В. Д. Лавриненков, Амет - Хан Султан, И. Г. Борисов, А. Н. Карасёв, Е. П. Дранищев, И. Я. Сержантов, И. А. Пишкан, Л А. Чиликин, И. В. Захаренко, И. В. Тимофеенко, В. И. Васильев, В. П. Ершов, А. И. Плотников и другие.

Вскоре 9-й полк, уже как полк советских асов, вновь включился в боевую работу. Действуя с аэродромов Зеты и Трудолюбие, он успешно выполнил специальную задачу по уничтожению бомбардировщиков и транспортных самолётов противника, поддерживавших окружённые в Сталинграде немецкие войска.

В ожесточённых схватках росла боевая слава Гвардейцев. За время ликвидации окруженной группировки Паулюса лётчики совершили 693 вылета, в 64 групповых воздушных боях сбили 40 вражеских самолётов. Но были у Гвардейцев и погори. В небе Сталинградского фронта они потеряли доблестных бойцов Г. И. Петько, И. И. Никонова, В. В. Шелемина. При испытании самолёта погиб Герой Советского Союза командир эскадрильи В. А. Серогодский. А чуть позже, 17 Января 1943 года, пал смертью храбрых прославленный ас Сталинградского фронта Герой Советского Союза штурман полка М. Д. Баранов, жизнь которого служила образцом верности воинскому долгу.

*  *  *    

С преобразованием 30 Декабря 1942 года Сталинградского фронта в Южный 9-й полк, как и все соединения и части 8-й Воздушной армии, вошёл в состав Южного фронта и выполнял операции но поддержке войск, перешедших в наступление на Ростовском направлении.

День освобождения Ростова-на-Дону, 14 Февраля, лётчики отмечали особенно торжественно. Здесь в канун войны командовал эскадрильей Л. Л. Шестаков, проходил службу начальник штаба В. С. Никитин. Близким был этот город и многим другим их однополчанам. 7 Марта в освобождённом Ростове-на-Дону была отмечена годовщина присвоения полку Гвардейского звания. На двух полосах армейской газеты публиковались приветствия, поздравления, стихи. "Дорогие товарищи. боевые друзья, - писали руководители 268-й авиадивизии, - вы заслуженно можете гордиться своими ратными делами. 170 вражеских самолётов уничтожено вами в воздушных боях. Вы вырастили в своих рядах 12 Героев Советского Союза. Многие из вас награждены орденами и медалями". И как призыв звучали заключительные слова этого письма: "Фашисты ещё не побеждены, борьба с ними не закончена. Вперёд на врага !"

"Героям - Гвардейцам !" назвал своё посвящение юбилярам армейский поэт:

 

От Чёрного моря до Волги - реки, Над степью донской и Донбассом Водили в сраженья свои "ястребки" Советские славные асы...

   

Обрадовало Гвардейцев и поздравление сталинградцев: "Товарищи лётчики - шестаковцы ! - писали руководители одного из райкомов города. - На подступах к Сталинграду и в самом городе сейчас врагом оставлены сотни разбитых самолётов, танков, орудий, машин. Это плоды и ваших героических действий. Земля и небо Сталинграда очищены от фашистских хищников. Но мы должны освободить от них всю Советскую землю, всё небо над нашей Родиной..."

На большом подъёме отмечался этот день в полку. Вестибюль здания аэропорта, от которого остались лишь стены, общими силами был превращён в "банкетный зал". Допоздна из - за разрушенных стен здания неслись песни, музыка, смех.

*  *  *    

С каждым днём рос вклад доблестных асов в общую борьбу с фашистскими захватчиками. Обращаясь в канун Первомая к молодёжи соединения, комсомольцы призывали равняться на лучших: "Сражаться так, как бесстрашный Иван Сержантов, сбивший 13 самолётов противника лично и 8 - в группе... Мы призываем всех усилить удары по врагу, презирая смерть во имя победы, уничтожать его беспощадно". С этим шёл к Первомаю весь личный состав. В авангарде его стояли коммунисты во главе с командирами, роль которых в связи с укреплением единоначалия и упразднением замполитов в эскадрильях заметно возросла.

Прекрасными организаторами зарекомендовали себя капитан Ф. А. Бабий, возглавлявший партийную организацию, парторги эскадрилий старшина В. В. Кошпетрук и старший техник лейтенант Д. В. Кислягин.

Близким и нужным всем стал сменивший М. М. Шанькова врач полка Л. Л. Рудьков.

1 Мая стало известно о присвоении звания Героя Советского Союза Л. Ф. Ковачевичу и В. Д. Лавриненкову.

Приказом Наркома обороны от 3 Мая 1943 года "...за образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков, а также в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах наших славных авиаторов и создания традиции для поступающего в эти части молодого поколения", 9-му истребительному полку было присвоено наименование - "Одесский".

*  *  *    

Напряжённые боевые действия развернулись с началом наступления наших войск 17 Июля 1943 года. За 12 дней Гвардейцы совершили 410 боевых вылетов и в 35 воздушных боях сбили 47 самолётов противника. Памятной датой для всей части стало 21 Июля 1943 года. В этот день чествовали "двадцатников", то есть лётчиков, которые сбили по 20 вражеских самолётов. "Именинниками" праздничного вечера стали Евгений Дранищев, Александр Карасёв, Владимир Лавриненков и Алексей Алелюхин.

Победы в боях с сильным и опытным врагом стоили крови, а подчас и жизни. В Июле не вернулись с боевых заданий старший лейтенант П. В. Костырко, младший лейтенант И. В. Чурюканов, погиб смертью храбрых младший лейтенант С. П. Левшенко.

При прорыве обороны противника на реке Молочной и освобождении Таганрога лётный состав части под командованием Героя Советского Союза Гвардии подполковника Анатолия Афанасьевича Морозова, который сменил Л. Л. Шестакова, назначенного заместителем командира 6-й Гвардейской авиадивизии, за неделю совершил 247 самолёто - вылетов и в 22 групповых воздушных боях сбил 35 вражеских самолётов.

*  *  *    

В боях полк встречал 4-ю годовщину своего формирования, а через месяц, 14 Октября 1943 года, город Запорожье, место рождения части, был освобождён от оккупантов. Ещё через 10 дней наши воины очистили от врага Мелитополь. Лётчики полка в Сентябре - Октябре совершили свыше 1000 боевых вылетов и в 39 воздушных боях сбили 39 самолётов и 1 планер, не имея собственных потерь в лётном составе.

Участвуя в наступательных операциях войск Южного, ( с 20.10.1943 г. переименованного в 4-й Украинский ) фронта, Гвардейцы только в летний период совершили 2289 боевых самолёто - вылетов и провели 126 воздушных боёв, в которых было сбито 156 вражеских самолётов.

Понеся большие потери, противник в первых числах Февраля вынужден был отойти на правый берег Днепра, лишившись Никопольского плацдарма.

На этом участке 9-й авиаполк произвёл 433 боевых вылета, из которых большая половина  ( 237 ) была выполнена на свободную охоту. В 10 воздушных боях лётчики части сбили 11 самолётов, а в 115 штурмовках уничтожили более 100 автомашин, около 300 вражеских солдат и офицеров, 3 вагона, 12 цистерн с горючим и другую боевую технику противника.

13 Марта 1944 года в бою в районе Проскурова пал смертью храбрых Лев Львович Шестаков, под командованием которого 19-й Краснознамённый истребительный тоже стал полком советских асов. Гибель любимого командира тяжело переживали лётчики 9-го Гвардейского полка. Ведь с именем Шестакова были связаны многие их боевые успехи, с ним они прошли большой и трудный путь.

*  *  *    

1 Ноября 1943 года первым в полку дважды Героем Советского Союза стал А. В. Алелюхин...

Наши войска готовились к разгрому противника в Крыму. В 9-м полку, в связи с подготовкой к наступлению, под развёрнутым Гвардейским знаменем было зачитано обращение командования и политотдела 8-й Воздушной армии. На митинге Гвардейцы дали клятву драться с врагом до последнего дыхания.

В боях за Севастополь лётчики полка в 32 групповых воздушных схватках, в которых участвовало со стороны противника 15 "Мессершмиттов", 67 "Фокке - Вульфов" и с нашей стороны 264 "Аэрокобры", сумели , уничтожить 21 самолёт и 6 подбить, не потеряв при этом ни одного лётчика. Продолжая участвовать в Крымской операции, воины 9-го Гвардейского ИАП за 6 дней Мая 1944 года совершили ещё 304 самолёто - вылета и в 11 боях сбили 6 "Фоккеров" и вернулись без потерь. К вечеру 7 Мая победное Красное Знамя реяло на Сапун - горе, а 9 Мая был освобождён Севастополь. Преследуя вместе с наземными войсками отступавшего противника по всему фронту, лётчики полка внесли достойный вклад в дело освобождения Крыма от фашистских захватчиков. Всего за Крымскую операцию 9-й Гвардейский ИАП совершил 904 самолёто - вылета; в 57 групповых воздушных боях лётчики сбили 36, на земле сожгли 1 и вывели из строя 14 самолётов противника.

Особо отличившиеся в этих боях были представлены к правительственным наградам. Второй медали "Золотая Звезда" был удостоен Гвардии подполковник В. Д. Лавриненков.

*  *  *    

Вскоре 9-й полк приступил к освоению нового самолёта Ла-7. В конце Мая личный состав прибыл в Подмосковье, где по распоряжению Главного маршала авиации А. А. Новикова проходило доукомплектование и переучивание. В Сентябре вместо убывшего на курсы Н. А. Верховца на должность заместителя командира полка по политической части прибыл подполковник Н. Ф. Фунтов, лётчик - истребитель с 1936 года, участник боёв на Халхин - Голе. В 1941 году он окончил Военную политическую академию имени В. И. Ленина.

25 Сентября личным распоряжением командующего ВВС Советской Армии во главе полка вместо погибшего подполковника А. А. Морозова был поставлен майор В. Д. Лавриненков. Под его руководством часть завершила переучивание и полную подготовку к боевым действиям. С убытием из полка в Академию ВВС Героя Советского Союза А. Ф. Ковачевича заместителем командира полка назначили майора дважды Героя Советского Союза А. В. Алелюхина.

27 Октября 9-й Гвардейский ИАП в составе 44 экипажей тремя группами перелетел на 3-й Белорусский фронт и разместился на аэродроме в местечке Руткишки. Часть была зачислена в состав 303-й истребительной авиационной Смоленской Краснознамённой дивизии 1-й Воздушной армии.

Накануне новых боёв в части была проведена подготовительная работа с анализом местных условий. Высокий моральный дух и наступательный порыв в сочетании с мастерством лётчиков 9-го Гвардейского обеспечили отличное выполнение ими задач во время боевых действий в Восточной Пруссии, при штурмовке Кенигсберга, в непрерывных воздушных боях над Земландским полуостровом.

Командование 9-го полка уделяло много внимания отработке вопросов взаимодействия с соседними прославленными в боях полками - 18-м, 139-м Гвардейскими, полком французских лётчиков - добровольцев "Нормандия" и 523-м разведывательным. Узы дружбы и товарищества помогали авиаторам переносить тяготы войны, одолевать общего врага. Боевой опыт лётчиков незамедлительно становился достоянием других.

19 Февраля целая группа лётчиков была награждена орденами и медалями за активное участие в прорыве вражеской обороны в Восточной Пруссии и проявленные при этом доблесть и отвагу.

*  *  *    

Советские войска готовились к последним решительным сражениям на Берлинском направлении. К участию в них привлекались наиболее подготовленные части и соединения. В операции по штурму Берлина и окончательному разгрому фашистской Германии участвовал и 9-й Гвардейский полк.

Наши войска стремительно двигались на Берлин. За 3 недели Мая полку пришлось 4 раза перебазироваться и вести боевую работу с аэродромов Польши и центральной Германии - Реппен, Фюрстенвальд и Шенефельд  ( один из пригородов Берлина ).

Полк получил задание вести свободную охоту в районе столицы рейха. Уже 25 Апреля 18 Ла-7, выполняя полеты на "охоту", блокировали берлинский аэродром Темпельхоф, уничтожив на нём 4-моторный самолёт. На следующий день - с завершением окружения Берлина - полк перебазировался на аэродром Шенефельд.

Шли последние дни войны. 29 Апреля полк непрерывным патрулированием в течение дня блокировал взлётно - посадочную полосу, сооружённую противником в парке Тиргартен. 22 "Лавочкиных" совершили 66 вылетов на блокировку и в 10 воздушных боях сбили 7 и подбили 2 FW-190. Здесь особо отличились Амет - Хан, Елизаров, Тарасов и Твеленёв. В тот же день пришлось несколько раз встретиться с реактивными самолётами противника. Майор Борисов и старший лейтенант Михайлов неоднократно атаковали их, однако из -за преобладания в скорости вражеских самолётов они не смогли подойти к ним на минимальную дистанцию, необходимую для поражения цели. По первому опыту лётчиков 9-го полка был сделан вывод, что самолёты с реактивными двигателями не так страшны, как их старается изобразить противник.

30 Апреля наши войска, сосредоточенные в районе Берлина, тщательно готовились к штурму центра столицы фашистской Германии. 20 "Лавочкиных" совершили 34 боевых самолёто - вылета на блокировку, но не встретили самолётов противника. Лётчики, вернувшиеся из полёта, сообщили, что на куполе рейхстага развевается Красное знамя. Ликованию, казалось, не будет конца. Каждого авиатора переполняли радость и гордость от сознания своей причастности к великой победе, до окончательного завоевания которой оставались считанные часы. 2 Мая на торжественном построении полка был зачитан приказ Верховного главнокомандования, в котором за образцовое выполнение боевых заданий командования, участие в штурме и взятии Берлина всему личному составу полка объявлялась благодарность.

*  *  *    

В один из Майских вечеров, когда после ужина все свободные от службы авиаторы отдыхали, с улицы ворвались ликующие возгласы, автоматная и пистолетная стрельба. В какой - то миг их перекричал хор голосов: "Салют победе !". Вскочившие с постелей лётчики приникли к окнам. Улицы были залиты светом прожекторов, и люди стреляли в воздух из всех видов оружия. Начальник штаба сообщил по телефону: "Война закончилась. Мир, ребята !"   Командир, бросив трубку, объявил: "Это Победа !".

Построив полк, В. Д. Лавриненков приказал вынести знамя. Равняясь на алый стяг, личный состав чётким строем в последний раз промаршировал по плацу, как бы завершая этим свой долгий и трудный фронтовой путь.

Лётчики, техники и авиаспециалисты получили разрешение командира полка поехать в Берлин.

На стенах и колоннах Рейхстага они прочли выцарапанные штыками и ножами, написанные углём, мелом и краской множество имен: русских, узбекских, украинских, грузинских... Чаще других виделись слова: "Дошли !   Москва - Берлин !   Сталинград - Берлин !". Встречались названия почти всех городов страны. И подписи, множество надписей, имен и фамилий воинов всех родов войск и специальностей. Они, эти надписи, превращались в скрижали истории, в приговор народа - победителя, подписанный сотнями его доблестных представителей.

Этот восторженный порыв - подписать приговор разгромленному фашизму на стенах Рейхстага - охватил и Гвардейцев Одесского истребительного. Тут же нашли большую лестницу, поставили её к колонне. Лётчик Маклецов взял кусочек алебастра с одной из куч, подготовленных, по - видимому, для ремонта, и, поднявшись по ступенькам на высоту 4 - 5 метров, вывел слова: "Мы защищали Одессу - Сталинград. Пришли в Берлин. Лётчики подразделения 2 Героя СС Гв. майора Лавриненкова".

От волнения Маклецов даже пропустил в слове "Сталинград" букву "а".

Все захлопали. Но тут же начальник штаба приказал вычеркнуть последнюю фразу от слова "подразделение" и до конца. Маклецов выполнил приказание, то есть затёр перчаткой эти слова.

*  *  *    

Итак, за 4 года войны воины полка совершили 15152 боевых самолёто - вылета, уничтожив в общей сложности 558 самолётов, 50 орудий, 31 паровоз, 43 вагона, 2 склада с боеприпасами, 15 цистерн с горючим, 6 катеров, 6 барж, 4 автотягача, 665 автомашин, 430 повозок, 765 лошадей, 12770 солдат и офицеров противника. Ратным трудом инженеров, техников и авиаспециалистов была обеспечена постоянная готовность и безотказная работа материальной части полка в каждом из боевых вылетов и восстановлено 16884 самолёто - единицы. 21 раз объявлялась благодарность личному составу полка в приказах Верховного Главнокомандующего - за мужество и стойкость, проявленные в боях с фашистскими оккупантами.

К сожалению, нет возможности поименно назвать всех, кто отдавал свои силы делу Победы. Большая заслуга принадлежит тем, кто непосредственно водил в бой лётчиков, - командирам авиационных эскадрилий: М. Е. Асташкину, Ю. Б. Рыкачеву, П. В. Полозу, И. Е. Капустину, А. А. Елохину, Ф. Демченко, Н. С. Голубеву, П. Г. Рубцову, И. Т. Череватенко, И. Г. Королеву, Н. И. Никонову, А. В. Алелюхину, А. Ф. Ковачевичу, В. А. Серогодскому, В. Д. Лавриненкову, И. А. Пишкан, Амет - Хану Султану, И. Г. Борисову, И. В. Тимофееву, Б. В. Масленникову, И. Е. Аристархову и их инженерам: П. Ф. Федорову, Н. Ф. Юдину, Н. А. Бутову, А. А. Добрецкому, Г. Л. Фату, О. А. Зюзину, 3. А. Фетисову; всему лётному и техническому составу.

За боевые подвиги в Восточной Пруссии и в небе Берлина 25-й лётчик полка был удостоен звания Героя Советского Союза; 2-й "Золотой Звездой" были награждены Амет - Хан Султан и П. Я. Головачёв.

Выдающиеся подвиги, доблесть и мужество личного состава полка в годы войны отмечены 727 правительственными наградами. Полк награждён орденом Красного Знамени и орденом Суворова III степени. Ему присвоено звание Гвардейского и почётное наименование - "Одесский".

28 Героев Советского Союза сражались в этом полку. 25 были его воспитанниками, а 4 лётчикам высшее звание присваивалось дважды.

 

 


Сперва дай людям, потом с них спрашивай.





Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.