Перейти к содержимому


- - - - -

Авиатехника и вооружение (период обороны)


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

# Гость_Kot.od_*

Гость_Kot.od_*

  • OFFLINE
  • Гости
  • Активность
    0
  • Создал тем: 757
  • благодарностей

Отправлено 06 мая 2013 - 08:53

 

И-16

Изображение

Изображение

первый серийный истребитель с убирающимся шасси

Изображение

 

Король истребителей Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944)

Изображение

И-16 тип 4 с мотором М-22 – первая серийная модификация И-16

 

Изображение

И-16 из красной пятёрки

 

Этот самолет во многом был первым. В СССР он был первым массовым истребителем с убирающимся шасси, первым истребителем, у которого кресло летчика оснащалось бронеспинкой и, наконец, первым в мире истребителем-ракетоносцем. Наши летчики ласково называли его «Ишаком», летчики республиканской Испании – Моска («Мухой»). Японские летчики – Абу (Овод), а немцы – Рата (Крыса).
Речь, как вы поняли, идёт о самолете И-16, созданном в конструкторском бюро Николая Николаевича Поликарпова, которого в те времена вполне заслуженно называли королем истребителей.
В 1932 году Поликарпов практически одновременно приступил к разработке двух истребителей – биплана, получившего впоследствии известность под обозначениемИ-15Изображение, и моноплана. Проектирование последнего поначалу велось в инициативном порядке, и только в мае 1933 года руководство ВВС выдало Поликарпову задание на истребитель-моноплан под обозначением ЦКБ-12.

Уже к лету 1933 года самолет, получивший рабочее обозначение ЦКБ-12, обретает реальные черты. Низкоплан с веретенообразным фюзеляжем, закрытым фонарем кабины и убираемым шасси был представлен в двух вариантах капотирования двигателя: с кольцом Тауненда и капотом NACA Аэродинамические продувки показали преимущества второго варианта – на нем и остановились.

22 ноября 1933 года правительство приняло решение о запуске ЦКБ-12 в серийное производство Для проведения летных испытаний подготовили два опытных экземпляра самолета – один с двигателем Right Cyclone и второй – с серийным отечественным мотором воздушного охлаждения типа М-22, который уже 30 декабря 1933 года летчик-испытатель Валерий Чкалов впервые поднял в воздух.

К февралю 1934 года самолеты подготовили к государственным испытаниям Оба истребителя показали хорошие результаты, но а серийное производство решили запускать самолет с двигателем М-22

Испытания истребителей продолжились параллельно с подготовкой машины к серийному производству В ходе испытаний на самолете с двигателем М-22 у земли была достигнута скорость в 359 км/ч . а на высоте 5 тыс. метров – 325 км/ч.

Государственные испытания И-16 продолжались до 12 октября 1934 года. По их результатам было принято решение о запуске самолета в серийное производство сразу на двух предприятиях в Москве на заводе № 39 и в городе Горьком (ныне – Нижний Новгород) на заводе № 21.

Изображение

1 – воздушный винт (полированный металл, с тыльной стороны окрашен в черный цвет), 2 – маслобак, 3 – бензобак, 4 – аккумулятор, 5 – алюминиевая подпружиненная крышка выреза под узел навески руля.

 

Самолет И-16 представлял собой скоростной одноместный одномоторный истребитель смешанной конструкции с минимальными габаритными размерами. Истребитель выполнялся по монопланной схеме и имел убирающееся шасси. Фюзеляж И-16 был деревянным, типа монокок. Материалом для изготовления каркаса служили сосна, ясень и березовая фанера.

ИзображениеНа первом шпангоуте крепилась моторама, удерживающая двигатель. Капот двигателя состоял из лобовою кольца диаметром 1388 мм и шести съёмных крышек-панелей. Двигатель оснащался двухлопастным металлическим винтом диаметром 2804 мм. Втулка винта закрывалась дюралюминиевым коком.

Девятицилиндровый однорядный двигатель со звездообразно расположенными цилиндрами цилиндрами имел 146-миллиметровый диаметр цилиндра и 190-литовый ход поршня. Рабочий объем, таким образом, составлял 28,628 литра. При 1575 оборотах в минуту мотор развивал 435-сльную мощность.

Отсек фюзеляжа между шпангоутами № 1 и № 3 использовался для размещения топливного бака и патронных ящиков фюзеляжных синхронных пулеметов. Основной топливный бак вмещал 254 литра топлива. Ещё 26 литров имелось в резервном баке. Там же располагался 28-литровый масляный бак.

ИзображениеНа третьем шпангоуте крепилась приборная доска, окрашенная в черный цвет. В верхней части она имела две округлые выемки для рукояток перезарядки синхронных пулеметов. Для подсветки приборов в дневное время были предусмотрены два круглых окошка внутри козырька. В ночное же время приборная доска освещалась двумя электрическими лампами.

Кабина пилота занимала пространство между третьим и седьмым шпангоутами.

Сиденье пилота представляло собой дюралюминиевую чашку, в которую укладывался парашют. На поздних сериях истребителя кресло оснащалось бронеспинкой толщиной 8 мм и массой 30 кг.

Двухлонжеронное крыло состояло из центроплана и пары отъемных консолей. Лонжероны ферменной конструкции сваривались из стальных труб. Нервюры из дюралюминиевых профилей. Носок крыла обшивался листовым дюралюминием, а все крыло перкалем. На самолете И-16 тип 24 крыло сверху обшивалось фанерой. Элероны большой площади занимали всю заднюю кромку консолей. На взлете и посадке они работали как закрылки с отклонением от нейтрали вниз на 15°.

Изображение

И-16, демонстрировавшийся на авиасалоне в Милане в 1934 году

 

http://opoccuu.com/i-16.h9.jpgПри соединении деревянных узлов использовались казеиновый клей и оцинкованные гвозди.

Рули высоты и направления были металлическими и имели осевую компенсацию с носком, зашитым тонким дюралюминием и полотняной обшивкой. Места соединения киля, стабилизатора и центроплана с поверхностью фюзеляжа  были закрыты зализами, которые уменьшали сопротивление воздуха. Управление рулем высоты и рулем направления – тросовое. Ручка управления рулем высоты и элеронами имела на конце рукоятку, которая облегчала работу летчика. 
Серийный выпуск самолета, начатый в 1934 году, по-настоящему развернулся только на следующий год. Даже те И-16, которые были выпущены и засчитаны в производственный план 1934 года, продолжали доводиться и в 1935 году. Первым серийным вариантом самолета стал И-16, тип 4. Этот самолет полностью соответствовал варианту ЦКБ-12 с мотором М-22. Но вскоре его сменили на тип 5. Капот двигателя у этой модификации несколько изменился и получил лобовые жалюзи, элеронная щель была заделана, а клапаны-обтекатели вдоль всего размаха оперения сменились маленькими крышками на узлах навески рулей. Но главной новинкой этой версии стало вооружение – вместо старых, но хорошо освоенных в производстве пулемётов ПВ-1 на этой модификации были впервые установлены ШКАСы.

 С 1935 года самолет начал поступать в строевые части, но доверие к И-16 пришло не сразу. Советские летчики долгое время не могли привыкнуть к разительному контрасту между И-16 и бипланами И-5 http://www.opoccuu.com/i-5.ht9.jpg, на которых они летали до этого. Для того чтобы познакомить летчиков с новым самолетом и способствовать его быстрому освоению в частях, решено было создать из самых опытных лётчиков пилотажные группы — «красные пятерки». В ноябре 1934 года, после демонстрации И-16 Сталину, было решено построить на авиазаводе №39 пять специально облегченных И-16 для парадной пилотажной группы.
Эти машины, оснащенные американскими «Райт-Циклонами», выполненные по типу третьей опытной, были готовы в марте 1935 года. Сами летчики-пилотажники, состоящие из испытателей НИИ ВВС, уже имели к тому времени богатый опыт совместных полетов.
В марте 1935 года, в момент получения с завода новеньких И-16, пятерка состояла из летчиков Коккинаки, Шевченко, Супруна, Евсеева и Премана. Ведущим этого состава являлся Коккинаки. Самолеты были окрашены в ярко-красный цвет, лишь капоты в соответствии с неписанными традициями завода №39 были черными. Пилоты-пилотажники, с целью быстрейшего освоения нового истребителя в строевых частях, гастролировали по воинским гарнизонам в течение всего 1935 года. пилотаж в плотном строю, каковой осуществляли участники «красных пятерок», был действительно весьма сложен и опасен. 11-го августа 1937 года во время очередной тренировки произошло столкновение двух самолетов, в результате которого один из воздушных акробатов — летчик Евсеев — погиб. «Красные пятерки» на И-16 просуществовали до 1940 года, в них летал и разные летчики, которые по праву считали свое участие в этом деле высшей оценкой их профессионального мастерства.

Прикрепленные файлы


  • NETSLOV это нравится



Кто читал эту тему? (Всего : 2) : Ярослав54321:

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 661
  • 6 203 сообщений
  • 1555 благодарностей

Отправлено 23 мая 2013 - 19:15

ШКАС

советский скорострельный 7,62-мм авиационный пулемет

Изображение

Изображение

В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Борис Гаврилович Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор Иринарх Андреевич Комарицкий.

1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

Автоматика пулемета работала за счет отвода пороховых газов, питание осуществлялось от рассыпной металлической звеньевой ленты. Конструкция состояла из ствола с кожухом, ствольной коробки с крышкой, затворной рамы со штоком и поршнем, затвора, зубчатки, кожуха зубчатки, рычага подачи и его крышки, муфты с рукояткой заряжания, отражателя, гильзоулавливателя, спускового механизма, затыльника.

ИзображениеСтвол крепился в кожухе сухарным соединением. Патронник ствола – плавающего типа, то есть с продольными канавками на стенках, выходящими за передний срез гильзы (канавки Ревелли). После выстрела часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая разность давлений на стенки гильзы и силу ее сцепления со стенками патронника. Это облегчало экстракцию и предотвращало разрыв гильзы при высоких скоростях движения затвора. В 180 мм от дульного среза в стенке ствола выполнялось поперечное газоотводное отверстие. Газовая камора закрытого типа располагалась над стволом и снабжалась пробкой – газовым регулятором с тремя отверстиями диаметрами 2,5, 3,0 и 3,5 мм. Кожух со стволом крепился к ствольной коробке соединительной муфтой. Охлаждение ствола было воздушным, хотя в 1939 г. испытывался вариант и с водяным охлаждением.
Ведущим звеном автоматики служила затворная рама, жестко связанная со штоком поршня. В канале штока помещалась трехжильная возвратно-боевая пружина. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, при этом задний скошенный срез затвора вставал на боевой упор ствольной коробки позади приемного окна. Запирание и отпирание затвора производил фигурный вертикальный выступ затворной рамы. Общая масса подвижной системы составляла 921 г, скорость движения назад – от 9,0 (при газоотводном отверстии 2,5 мм) до 12,1 м/с (при отверстии 3,5 мм).

Ударник был смонтирован в затворе. Выстрел производился с заднего шептала, что естественно для пулемета с большим разогревом ствола. Боевой взвод находился на левой стороне затворной рамы. Спусковой механизм собирался в отдельном корпусе, для повышения живучести в него ввели буферную пружину шептала. При приходе затворной рамы в крайнее переднее положение (то есть после запирания затвора) ее выступ бил по ударнику.

ИзображениеГлавной изюминкой ШКАСа была система питания, собственно, и позволившая достичь столь высокого темпа стрельбы – 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При движении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево. Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, при этом патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад.
Таким образом, извлечение патрона из ленты и его подача происходили плавно – к приемному окну ствольной коробки патрон подходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Здесь его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая приподнятым вверх. Это позволяло сократить длину хода затвора. Непрерывная работа подающего механизма, снижение скоростей движения ленты и патрона при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение или перекос (правда, прочность гильзы и крепления в ней пули у авиационных патронов все же пришлось увеличить). Кроме того, описанная система позволяла уменьшить длину оружия, что немаловажно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало освободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и с помощью откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, затем включить подаватель.
Не менее остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При движении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель. Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Отсюда ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при движении вперед.

В затыльнике монтировались пружинные буферы затворной рамы и затвора. Они не только смягчали удар подвижной системы в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с малой длиной хода затвора и совмещением по времени операций перезаряжания это уменьшало длительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы.

Изображение

ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему ПВ-1 Надашкевича, ДА и ДА-2 Дегтярева были продолжением опыта Первой мировой – приспособленными для авиации пехотными пулеметами Максим  и ДП-27ШКАС стал первым специально авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований своего времени. Непрерывная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина – это было реализовано в ШКАС впервые. Равно как впервые в одноствольных системах был достигнут такой темп стрельбы. В самом деле: 7,62-мм французский авиационный пулемет  Дарн  с ленточным питанием давал 1100-1200 выстр./мин, английский 7,7-мм  Виккерс-Р (магазинное питание) – 1000, американский 7,62-мм  Кольт-Браунинг  (ленточное) – 900, германский 7,92– мм MG-17 (ленточное) – 1100.

ШКАС применялся в трех вариантах. Первым получил это оружие истребитель И-16 – в виде крыльевых пулеметов без прицельных приспособлений, с тросовым механизмом перезаряжания и системой тросов для спуска.

В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (или переднего визира), на кожухе – стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике – рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг. Флажковый предохранитель запирал шептало. Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной системы в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной. Изменился кожух ствола. Турельную установку разработал Н.Ф.Токарев. К примеру, четыре установки Тур-8 имел бомбардировщик ТБ-3-АМ-34РН. Позднее, с созданием новых самолетов, разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок.

Наконец, в 1936 г. был принят синхронный вариант (ШКАС обр.1936 г.), разработанный К.Н.Рудневым, В.П.Котовым, В.Н.Салищевым. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр./мин, зато некоторое удлинение пути разгона пули повышало начальную скорость до 800-850 м/с.

Разработка Н.М.Елизаровым вариантов винтовочного патрона с бронебойно-зажигательной, трассирующей, зажигательной пулей завершило формирование авиационного пулеметного комплекса.

Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933 г. их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934 – 2476, то в 1937 – 13 005, в 1940 – 34 233. Правда, больший интерес к началу войны вызывало авиационное оружие более крупных калибров – на 1941 г. запланировали выпуск только 3500 пулеметов ШКАС и 30 000 запасных стволов к ним. Перечислим типы самолетов, на которых стояли ШКАСы: истребители И-16И-153Як-1,Як-7ЛаГГ-3МиГ-3, штурмовик Ил-2, бомбардировщики ТБ-3ТБ-7СБСу-2He-2Ту-2,Ил-4, Ер-2, У-2 (По-2), разведчики Р5-ССС, P-Z, Бе-2 (корабельный), военные варианты Ли-2.ШКАСы ставили вместо ДШК также на торпедные катера Г-5 и Д-3.

В 1939 г. был принят и выпускался в небольшом количестве сверхскорострельный Ультра-ШКАСС – время цикла автоматики в нем сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. На СБ ставили носовые установки со спаренными ШКАС. В 1935 – 1937 гг. К.Н.Руднев, В.Н.Полюбин, А.А.Тропенков отрабатывали так называемую механическую спаркуШКАС (МСШ) – органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000-6400 выстрелов в минуту. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней – цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. Но показательно, что дальнейшие работы в этом направлении были прерваны в связи с планировавшимся переходом на крупнокалиберные пулеметы.

Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшиеШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 Изображение и И-16Изображение сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне.

Применялся ШКАС и в Великой Отечественной. Именно из ШКАСа сбил в одном бою шесть самолётов самый результативный воздушный стрелок Андрей Пихота.

Однако, к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, в борьбе с вражескими самолётами резко снизилась, они могли разрушить вражеский самолёт только при очень большом числе попаданий.


Сперва дай людям, потом с них спрашивай.





Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.